Апперцепция

Апперцепция — это понятие, возникшее на стыке философии и психологической науки. Оно отражает взаимосвязь накопленного человеком опыта, его мировоззрения, психических и личностных особенностей. 

апперцепция

История понятия

Термин “апперцепция” был предложен в конце 17 столетия выдающимся немецким философом, математиком, языковедом Готфридом Лейбницем. Он рассматривал апперцепцию, как отчетливое и осознанное восприятие душой определенного содержания. 

Позже его земляк, философ и психолог Вильгельм Вундт назвал апперцепцию универсальным объяснительным принципом, внутренней духовной силой, которая обусловливает течение всех психических процессов. 

Уже в 20 веке выходец из Польши, американский психолог Джеймс Сеймур Брунер ввел понятие “социальная апперцепция”. По мнению ученого, восприятие имеет социальную обусловленность и зависит не только от характеристик стимула (объекта), но и уже имеющегося у субъекта опыта, его целей и намерений.

Сторонник теории “недоступного познанию через опыт”, Иммануил Кант, придерживался понятия о трансцендентальности апперцепции. Оно заключается в том, что человеку недоступно осознание собственной личности без осознания окружающего мира. 

Альфред Адлер, последователь Фрейда, ставший основателем индивидуальной психологии, апперцепцию рассматривал, как жизненный стиль, выработанный человеком. Понятие о том, что субъективные представления людей прямо влияют на их поведение и формируют личность, стало одним из ключевых принципов теории Адлера и во многом перекликаются с большинством современных психологических учений.

апперцепция это в психологии

Виды апперцепции

Множество ученых занимались изучением феномена апперцепции. Каждый из них сделал свой вклад в то, чтобы максимально глубоко пояснить связь апперцепции и восприятия

Два вида восприятия были выделены Кантом.

Трансцендентальная (априорная) представляет собой то, что независимо от личного опыта имеется в человеке, но является базой для получения любых знаний. Согласно теории Канта, человек появляется на свет, уже имея фундаментальное единство самосознания. Это неотъемлемое свойство человека.

Эмпирическая апперцепция — это субъективное единство сознания, возникающее по иным причинам, отличным от тех, которыми обусловлена априорная апперцепция. К ним относится опыт, знания, умения — вторичные по своей сути образования, которые зависят от разных характеристик личности. То есть, в эмпирической апперцепции, восприятие зависит от имеющихся знаний, ассоциаций. Формирование восприятия происходит в процессе узнавания. 

Априорная и эмпирическая апперцепция тесно связаны. Первая дает возможность для развития второго вида. 

Классификация апперцепции в психологии

В современной психологии классификация рассматривает несколько типов восприятия.

Временная апперцепция связана с теми чувствами, эмоциями, настроением, которое человек испытывает в конкретный момент. Этот вид апперцепции носит ситуативный характер и зависит от эмоциональных установок, может меняться в зависимости от настроения человека.

Устойчивая апперцепция постоянна, она связана с характеристиками конкретной личности. На эту разновидность восприятия оказывают непосредственное влияние мировоззрение, привычки, уровень образованности и интеллектуального развития, личные убеждения. По мере самосовершенствования личностных характеристик, увеличения объема знаний, расширения мировоззренческих границ меняется и восприятие. 

Социальная апперцепция — отдельное понятие, которое касается восприятия социума (других людей, групп, народностей, классов и т.д.), социальных ситуаций. Восприятие социальных объектов имеет специфические черты, которые качественно отличают его от восприятия неживых предметов.

Индивид, группа не пассивны по отношению к субъекту. Воздействуя на него, воспринимаемая личность пытается изменить представление о себе в лучшую сторону, чтобы добиться своих целей. 

Внимание субъекта не сосредоточено на моменте возникновения образа, как отражения воспринимаемой реальности. Оно направлено на смысловую и оценочную интерпретацию объекта (в том числе, причинную). Восприятие социальных объектов характеризуется слитностью эмоциональных и познавательных компонентов, зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности субъекта. В качестве примера можно привести профессиональные особенности — корректор в любом тексте обращает внимание на ошибки. Врач, взглянув на человека, может заметить признаки патологии. 

виды апперцепции

Механизмы перцепции

Способы и инструменты, при помощи которых у человека формируется восприятие, называют механизмами перцепции. Когда речь идет о восприятии социальных объектов то различают межличностную и межгрупповую перцепцию. Основные механизмы, способствующие этим двум типам социальной перцепции:

  • идентификация;
  • эмпатия;
  • рефлексия;
  • децентрация;
  • каузальная атрибуция;
  • аттракция;
  • социальная рефлексия.

Рассмотрим их подробнее.

Относительно понятия “идентификация” существует несколько определений. Это осознаваемый или бессознательный способ, при помощи которого один человек понимает другого, уподобляя его себе самому, также способность отстраниться от собственной позиции и посмотреть на какую-либо ситуацию с точки зрения другого.

Для иллюстрации последнего определения можно взять слова известного промышленного магната Генри форда: “Секрет моего успеха состоит в том, чтобы уметь понять точку зрения другого человека и посмотреть на вещи с его и своей позиции”.

Эмпатия — это умение понять, проникнуться эмоциональным состоянием другого. Способность проявить сопричастность.

Под децентрацией подразумевается способность выйти из собственной позиции и посмотреть на ситуацию взаимодействия не со стороны партнера, а с точки зрения стороннего, незаинтересованного наблюдателя. Этот механизм позволяет избежать эффекта эмоциональной предвзятости, поэтому считается одним из самых эффективных инструментов для познания других людей.

Социальная рефлексия — это умение человека осмыслить то, как его воспринимают партнеры по общению. Полнота, интенсивность социальной рефлексии напрямую связана с субъективной значимостью партнера.

Аттракция (симпатия) — форма восприятия, познания других людей, которая базируется на возникновении по отношению к ним стойкого позитивного чувства. Симпатия зачастую рассматривается, как формирование привлекательности другого, результат этого процесса и качество дальнейшего взаимодействия. Интенсивность аттракции варьирует от симпатии и дружеских отношений до глубокой привязанности и любви.  

Стимулировать аттракцию могут такие факторы:

  • пространственная близость (проживание по соседству, учеба в одном классе и т.д.);
  • планирование, предвосхищение взаимодействия, а также само взаимодействие;
  • пребывание в поле зрения;
  • физическая привлекательность;
  • наличие схожих взглядов на мир, общих увлечений;
  • доброжелательность к объекту восприятия. 

Еще один механизм социальной перцепции — каузальная атрибуция. Она связана со склонностью приписывать причины собственного и поведения других людей. Этот феномен возникает в той ситуации, когда субъект не имеет достаточно информации о другом индивиде и заменяет ее, приписывая собственные смыслы. 

закономерности апперцепции

Г.Келли выделяет такие виды атрибуции:

  • обстоятельственная — она подразумевает приписывание причин свершившегося внешним обстоятельствам, ситуации;
  • объективная — приписывание причины объекту, на который направляется действие;
  • личностная — приписывание причины лично совершившему действие. 

В формировании перцепции задействована способность человека: 

  • мыслить стереотипами;
  • идентифицировать людей по определенному типу личности;
  • использовать механизмы рефлексии;
  • применять эмпатию;
  • создавать проекции. 

Часто восприятие формируется под влиянием собственных чувств и опыта, которые переносятся на других. 

Диагностика апперцепции

Особенности когнитивных процессов отражаются на поведении человека, они тесно связаны с мотивами поступков. Диагностика апперцепции дает возможность определить, насколько человек способен:

  • адекватно воспринимать и интерпретировать ситуации;
  • выбирать самые адекватные варианты их решения;
  • формировать в сознании альтернативные варианты исхода;
  • распознавать эмоциональный контекст ситуации. 

Для диагностики апперцепции применяются различные тестовые методики

 

Апперцепция символов Исследуемому предъявляют карточки с символами из сказок, мифов. Дается задание  —  классифицировать карточки самым понятным и удобным для человека способом, а затем разделить их на категории (власть, любовь, игра). 

Методика позволяет определить приоритеты, ценностную и смысловую ориентацию личности.  

Тематическая апперцепция (ТАТ) Исследуемому предъявляют стимульный материал в виде черно-белых изображений, таблиц, фотографий, подобранных в соответствии с возрастом и половой принадлежностью. Задание  — придумать сюжеты, ориентируясь на предъявленные изображения. 

 

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) применяется в ситуациях, когда требуется быстро и максимально точно определить особенности психодинамических процессов личности. Диагностическая процедура занимает достаточно много времени (от 1,5 до 2,5 часов), поэтому в рядовых ситуациях ее редко применяют. Большое значение использование ТАТ имеет в ситуациях, требующих максимальной ответственности — при наборе кадров на руководящие должности, людей для работы в экстремальных условиях. 

ТАТ — один из эффективных диагностических инструментов на начальном этапе психотерапевтической работы, особенно в ситуациях неотложной и краткосрочной терапии (при депрессии, суицидальном риске).

 

Специальные методики диагностики апперцепции также разработаны для определения эмоционального состояния, личностных особенностей и потребностей детей. Применяются апперцептивные тесты и в криминальной психологии. 

Перцепция и апперцепция

Эти два понятия разнятся механизмами восприятия мира. Перцепция — это восприятие стимулов (звуков, изображений, вкусов) через органы чувств. Информация из внешнего мира поступает, но не осмысливается и не интерпретируется. 

Апперцепция связана с формированием восприятия и осознания относительно вещей, событий, явлений, людей. Информация, полученная через органы чувств, обрабатывается и интерпретируется через призму опыта, эмоционального состояния, имеющихся личностных установок, мыслей и идей. 

Апперцепция позволяет не только трактовать все, что происходит во внешнем мире, но и постигать собственные глубинные смыслы, опираясь на желания, интересы, взгляды. 

Человек познает мир и жизнь, ориентируясь на собственный опыт. В процессе познания задействованы личные (и коллективные) страхи, ограничения, негативный или положительный опыт, а также актуальные эмоции и внутреннее состояние организма в конкретный момент.

Понятия “перцепция и “”апперцепция” являются взаимодополняющими. Благодаря им в сознании формируется полноценная картина событий независимо от того, насколько они значимы.  

Апперцепция

Примеры апперцепции восприятия

Способностью к апперцепции обладает каждый человек, но особенности восприятия отличаются. Причина этому — наличие у всех людей собственного жизненного опыта, традиций, верований, навыков и знаний.

Примеры апперцепций иллюстрируют то, насколько особенности восприятия могут отличаться у разных людей при одинаковых обстоятельствах. Несходство личного опыта создает основу для формирования разного впечатления об одном и том же.

Например, однояйцевые близнецы, несмотря на абсолютно идентичную генетическую базу, вырастают разными людьми. Этому способствует их опыт и убеждения полученные в детстве, юношестве. Личностные особенности близнецов не врожденные, а приобретенные и сформированные через восприятие.

 Если малыши-близнецы гуляют в парке в солнечный летний день, то кажется, что у обоих должны остаться положительные впечатления, но так бывает не всегда. Если у одного из детей именно в день прогулки болит живот, то хорошая погода, веселье не принесут ему радости. Он будет воспринимать прогулку как тягость. Его же здоровый близнец будет пребывать в хорошем настроении и запомнить прогулку, как счастливый эпизод своего детства.

Первое впечатление от какого-либо события во многом зависит от внутреннего состояния человека (эмоционального и физического). Никогда не бывает так, чтобы оно было абсолютно одинаковым у двух разных людей. Именно поэтому одинаковая обстановка, пейзажи, одни и те же события находят разный отклик в людях.

Например, предложение о помощи в трудной ситуации с радостью и благодарностью принимает человек, имеющий позитивный опыт общения ранее, а также открытый к взаимодействию. Он рассматривает помощь со стороны, как возможность справиться с проблемой. 

Другой человек предложение о помощи может принимать за унижение, попытку управлять им. Зачастую в такой ситуации причиной такого восприятия является негативный предыдущий опыт и внутренне убеждение во враждебности окружения, в том, что можно доверять только самому себе. 

Взаимосвязь восприятия и реакций на события, вещи, людей работает всегда, но ее модальность не постоянна. Скорее, она ситуативная, может варьировать при разных обстоятельствах. 

Часть полученных ранее восприятий человек забывает, их влияние на последующую жизнь может ослабевать. Но в большинстве случаев взаимосвязь восприятия прошлого и настоящего сохраняется на бессознательном уровне. 

Несмотря на это, новые события могут менять видение того, что происходило ранее. Такое случается в процессе внутренней трансформации личности — апперцепция позволяет не только опираться на уже имеющиеся представления и потребности, но и формировать новые.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дарья Мирошниченко
Дарья Мирошниченко
3 лет назад

Класс…но многое все равно не понятно…..

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x