Что нужно знать об индивидуально-психологических особенностях личности

Индивидуально-психологические особенности личности  —  комплексное понятие, к которому относятся базовые характеристики  —  темперамент, характер, проявления эмоциональной сферы, способности. Все они отражаются на стиле поведения человека в разных ситуациях, на том, как он может взаимодействовать с другими людьми, насколько быстро адаптируется к новым условиям. Полное описание и определение индивидуально-психологическим особенностям дает дифференциальная и психология, психофизиология. Обычному человеку важно знать свои особенности чтобы уметь управлять поведением, регулировать эмоции, плодотворно контактировать с социумом.

индивидуально психологические особенности личности

Проявление индивидуально-психологических особенностей.

Индивидуально-психологические свойства личности формируются в процессе интеграции биологических особенностей и качеств, приобретенных по мере развития индивида. Они возникают в результате взаимодействия с социумом, овладения знаниями и умениями. Психологические особенности человека формируют его своеобразие и отличие от других людей.

На развитие психики, формирование личности в значительной мере влияют биологические свойства индивида:

  • соматические наследственные;
  • гендерные;
  • возрастные;
  • биохимические;
  • физиологические;
  • антропологические.

Зависимость индивидуально-психологических особенностей деятельности личности и ее поведения от типологических отличий в работе мозга изучает дифференциальная психология.

Закономерности функционирования нервных механизмов психической деятельности рассматриваются в рамках психофизиологии в двух аспектах.

Первый уделяет пристальное внимание механизмам реализации отдельных психических функций и процессов  —  чувств, восприятия, внимания, эмоций, речи, произвольных действий. Во втором аспекте в фокусе психофизиологии находится высшая нервная деятельность мозга. Она обеспечивает целостность психики и поведенческих проявлений личности.

Какой бывает темперамент

Темперамент  —  одно из ключевых понятий психофизиологии. Оно отражает динамические особенности психической деятельности индивида:

  • темп;
  • скорость;
  • ритм;
  • интенсивность;
  • энергичность;
  • эмоциональность.

Темперамент обусловлен силой нервной системы и является врожденной особенностью. Проявляется темперамент уже в первые годы жизни в игровой деятельности.

свойство темперамента характеристики
тревожность выражается в скорости, качестве, глубине, содержании и интенсивности эмоциональных процессов
впечатлительность проявляется в склонности к действиям по первому побуждению, спонтанным действиям под влиянием внезапных эмоций
эмоциональность характеризуется степенью воздействия на человека раздражителей разной природы, силой реакции в ответ на них и длительностью удержания раздражителей в памяти
импульсивность склонность человека к беспокойству при любых обстоятельствах, даже тех, которые не располагают к нему.

 

Ориентируясь на психофизиологический анализ (по Небылицину), выделяют 3 основных компонента темперамент индивида:

общую активность  —  тенденция личности к самовыражению, овладению и преобразованию внешней действительности. Степень активности может варьировать от вялости, инертности до высокого уровня энергии, решительных действий;

динамику психических состояний  —  этот компонент актуализируется посредством моторики. К числу динамических качеств двигательного компонента относятся скорость, резкость, амплитуда, сила, ритм мышечных движений. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики легко наблюдать, поэтому данные показатели чаще других используются для оценки темперамента;

индивидуально психологические особенности

эмоциональность  —  комплекс свойств, характеризующих особенности возникновения, протекания и угасания чувств, аффектов, настроений. Основные характеристики эмоциональности  —  чувствительность, импульсивность, эмоциональная нестабильность (лабильность).

Существует несколько теорий темперамента. Самые известные их них:

  • гуморальная теория И. Канта;
  • П. Лесгафта, основанная на особенностях системы кровообращения;
  • Е. Кречмера, В. Шелдона, основанные на на типах морфологического строения тела человека.

Самая известная и чаще всего используемая современными специалистами теория темперамента основана на типологических свойствах нервной системы. Ее разработал И. Павлов. Физиолог выделил 3 основных свойства нервной системы:

  • силу;
  • уравновешенность;
  • подвижность процессов торможения и возбуждения.

Комбинации этих характеристик образуют 4 возможных типа нервной деятельности, которые совпадают с античным трактованием темпераментов:

  • холерический — характеризуется высоким уровнем нервно-психической активности и энергии действия, резкими движениями, силой, импульсивностью, выразительными эмоциональными переживаниями. При условии, что человек не получил адекватного воспитания, в поведении холерика может закрепиться несдержанность, горячность, недостаточно высокий уровень самоконтроля в эмоционально напряженных ситуациях;
  • сангвинический —  ему присущ высокий уровень нервно-психической активности, разнообразие и богатство мимики, движений, высокая чувствительность эмоциональность. Переживания сангвиников поверхностные, а высокая степень подвижности в напряженных ситуациях мешает им сосредоточиться, приводит к поспешности;
  • меланхолический —  этот  тип темперамента связывают с низкой нервно-психической активностью. У меланхолика сдержанные движения и речь сочетается с высоким уровнем эмоциональной реактивности, склонностью к глубоким и стойким чувствам на фоне их слабых внешних проявлений. Нехватка адекватного воспитания может стать причиной того, что человек с меланхолическим темпераментом станет замкнутым и отчужденным, склонным к тяжелым, неадекватным реальной ситуации переживаниям;
  • флегматический —  для этого типа темперамента характерно проявление низкого уровня активности, неумение быстро переключаться, спокойные, замедленные движения и мимика, речь. Особенность флегматика  —  способность переживать ровные, глубокие эмоции, сохранять стабильное настроение. Неадекватное воспитание приводит к формированию у человека с флегматичным темпераментом вялости, эмоциональной бедности, склонности к выполнению только привычных действий.

Описанные характеристики присущи людям с “чистым” типом темперамента. В реальной жизни таких единицы, большинство людей имеет смешанные в разной пропорции темпераменты. Нередко точно установить преобладающие типы индивидуально-психологических особенностей личности оказывается очень сложно.  Доминирующий тип темперамента может быть замаскирован чертами характера, которые сформировались в соответствии с требованиями социума, в котором находится человек.

Характер и его классификация

Характер складывается из стойких индивидуально-психологических особенностей человека, которые возникают и проявляются в совместной деятельности с другими людьми.

Характером обусловлены типичные для личности формы поведения, поступки в отношении себя и других людей. Знание характера человека позволяет прогнозировать его действия в определенных жизненных обстоятельствах.

Структура характера включает несколько аспектов:

  • отношение человека к себе — проявляет ли он разумный эгоизм и самолюбие, уверен в собственных силах, имеет чувство собственного достоинства или демонстрирует противоположные черты;
  • отношение к другим людям —  демонстрирует внимание, принципиальность, благосклонность, доброжелательность, миролюбие, способен к продуктивной коммуникации, альтруизму, проявляет такт или демонстрирует противоположные черты;
  • к делам — добросовестность, инициативность, пытливость, решительность, точность, энтузиазм, заинтересованность или другие черты;
  • к вещам —  проявляет бережливость, аккуратность или другие черты.

Некоторые особенности характера бывают развиты слишком сильно, это проявляется в стиле поведения человека. В такой ситуации речь идет об акцентуациях характера  —  крайних вариантах нормы, которые возникают из-за усиления отдельных черт. Люди с ярко выраженными акцентуациями могут совершать неадекватные поступки. В классификации характеров выделяют такие типы акцентуаций:

  • интровертный —  ему присуща замкнутость, сложности в общении и установлением контактов с другими людьми;
  • экстравертный —  ярко выраженное стремление к общению, деятельности, разговорчивость, поверхностность;
  • неврастенический —  доминирует болезненное самовосприятие, характерна высокая раздражительность, повышенная утомляемость;
  • неуправляемый —  высокая степень импульсивности, конфликтности, категоричности, подозрительности;
  • сензитивный —  повышенная чувствительность, пугливость, стеснительность, ранимость;
  • демонстративный —  ярко проявляется эгоцентризм, требования постоянного внимания и сочувствия к себе.

Ориентируясь на степень выраженности, различают скрытые и явные акцентуации. Под скрытыми понимают те характерологические проявления, которые находятся ближе к среднему диапазону нормы и проявляются редко, только в эмоционально напряженных или  травмирующих ситуациях. Скрытые и явные акцентуации под влиянием разных факторов (особенностей профессии, воспитания в детском возрасте) могут трансформироваться друг в друга.

Акцентуации удается успешно корректировать при помощи психотерапии. Она может понадобиться, если индивидуальные характерологические особенности становятся препятствием для продуктивной деятельности, комфортного взаимодействия с социумом.

Именно врожденные особенности могут способствовать или противодействовать формированию определенных черт характера. Например, сангвинику и холерику нужно приложить меньше усилий для формирования в себе решительности, инициативности. Меланхолику и флегматику для той же задачи нужно приложить намного больше усилий. При этом холерику намного сложнее выработать у себя самоконтроль и сдержанность, а сангвинику  —  требовательность к себе и самокритичность, меланхолику  —  преодолеть стыдливость, а флегматику  —  стать активным.

Формирование характера начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни человека. Задают направление, в котором будет развиваться характер ребенка, родители, другие значимые взрослые через воспитание. В подростковом возрасте на первый план выходит самовоспитание.

Человек в течение всей жизни может сознательно совершенствовать свой характер, меняя характер поведения в обществе, социальную деятельность, общение с другими людьми.

индивидуально психологические особенности человека

Понятие способностей

Психологические особенности индивида во многом зависят от генетически обусловленного аспекта. Именно он влияет на врожденные особенности личности, имеющиеся у нее задатки.

Способности отличают одного человека от другого. Они касаются успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности, но не сводятся только к тем знаниям, умениям, которыми обладает человек. Способности  —  это всегда результат развития.

Основа для формирования способностей  —  врожденные задатки. Человек появляется на свет с определенным набором генетических, анатомо-физиологических свойств, на базе которых при определенных условиях в процессе общения, деятельности формируются способности.

Существует несколько классификаций способностей. Наибольшее значение имеет такая:

  • естественные (природные) —  биологически обусловленные способности, сформированные на базе задатков и при условии необходимого научения, жизненного опыта. Такие способности присущи не только людям, но и животным;
  • специфические —  формируются в процессе эволюции, обеспечивают выживание и способность адаптироваться в среде.

К специфическим способностям человека относится речь, логика, а также творческие, практические, теоретические, учебные способности. Способности развиваются поэтапно. Они переходят от простого уровня (репродуктивного), на котором ребенок усваивает уже готовые знания, к творческому, связанному с освоением имеющихся знаний и созданием оригинальных, новых продуктов.

Общие и специальные способности

Часто под понятием “способности” имеется в виду особенность, которая позволяет человеку успешно заниматься какими-либо определенными видами деятельности. Например, музыкой, математикой, рисованием или другими. Такие способности в психологии называют специальными.

Те способности, которые человек может проявить и реализовать во всех сферах, называют общими. К ним относится хорошо развитая мелкая и крупная моторика, речь, память, другие.

индивидуально психологические особенности развития

Чувства и эмоции

Проявления индивидуально-психологических качеств личности связаны с переживанием человеком чувств и эмоций. Эти два явления взаимосвязаны, но имеют некоторые различия.

Эмоции  —  это специфическая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Она направлена на понимание мира и своего места в нем через познание себя. В зависимости от контекста ситуации у человека возникают эмоции, диапазон которых может варьировать от позитивного до негативного полюса.

Эмоции возникают непосредственно в момент взаимодействия с каким-либо предметом, человеком и связаны с первым впечатлением.

Чувства  —  более сложные конструкции, они отражают уже сложившееся представление о какой-либо ситуации, человеке, предмете, потребности. Чувства от эмоций отличаются длительностью и устойчивостью.

Виды чувств  —  моральные, интеллектуальные, эстетические

По содержанию выделяют чувства:

  • нравственные (моральные) —  в них отражается отношение индивидуума к поведению своему и других людей;
  • интеллектуальные (когнитивные) —  они формируются в результате умственной переработки ситуаций. В когнитивных чувствах отражается личностное отношение к собственным мыслям, к познанию, достижениям и неудачам. Любопытство, сомнения, удивление, недоумение  —  все эти чувства из когорты когнитивных;
  • эстетические —  их человек переживает на фоне восприятия природных явлений, предметов искусства и окружающего мира. К числу эстетических чувств относится переживание гармонии (дисгармонии), красоты.

Основное свойство чувств  —  определение вектора активности человека по отношению к объекту, который вызывает эти чувства. В них отображается стойкое обобщенное отношение к предмету, людям, явлениям. Это отношение заставляет действовать определенным образом относительно них. Например, любить  —  значит быть готовым к защите и бережному, нежному отношению к предмету любви.

Проявление чувств реализуется через включение воли. Волевые акты и чувства создают определенный уровень проявлений наиболее характерных для личности черт.

Чем характеризуется воля

Воля  —  особая психическая функция, которая позволяет человеку:

  • регулировать свое поведение в соответствии с важными для него мотивами;
  • тормозить другие мотивы, менее актуальные в данный момент;
  • организовывать действия и поступки в соответствии с поставленными целями.

Регуляция действий реализуется, когда человек максимально мобилизован и сконцентрирован на задаче, у него есть достаточный уровень энергии чтобы проявить активность.

Волевые проявления выполняют важную функцию. Они усиливают мотивацию и позволяют личности совершенствоваться. Проявления воли отличаются от непроизвольных действий, совершаемых под влиянием импульса. К характеристикам, которые отличают волю, относятся:

  • сила (степень усилия, необходимого для выполнения задания);
  • выдержка (способность останавливать действия, мысли, чувства, препятствующие выполнению задуманного);
  • настойчивость (способность мобилизоваться для достижения задуманного).

Воля тесно связана с другими сознательными процессами. Она не способна самостоятельно оказывать влияние. Даже, если под волей понимать деятельностный блок сознания, чувств, разума, то она все равно зависит от внешних условий. В воле проявляются стремления и необходимости. Она возникает у человека, способного понимать собственные желания и относиться к ним определенным образом.

5 1 голос
Рейтинг статьи
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Денис
Денис
2 лет назад

Я флегматик ???

Димон Карачун
Димон Карачун
2 лет назад

Всем холерикам привет ???