Моделирование в психологии – это мощная концепция, которую успешные люди используют каждый день.
«Мы окружаем себя тем, что лучше. Или видим в других людях образцы для подражания и начинаем думать: «Если они могут это сделать, то и я смогу!»
Тони Роббинс, автор бестселлеров по лайф-коучингу.
Если вы знаете, чего вы больше всего хотите в жизни, то, скорее всего, изучаете и учитесь ли у людей, которые уже этого добились. В этом и есть суть моделирования в психологии. Для воплощения своих целей в реальность необходимо предпринять масштабные действия, которые предстоит проделать, в большей степени, самостоятельно. Или можно обратиться к тем людям, которые уже добились успеха.
И здесь вы задаете себе вопрос: чему эти люди могут научить? Чему можно научиться, изучая их путь к успеху? Что является ключом к успеху, который они уловили, а вы никак не можете найти?
Нам часто кажется, что успех является подарком, который дается другим и они без особых усилий добиваются успеха.
Но успех не приходит от удачи, судьбы или магии. Он приходит благодаря упорному труду, голоду во всех смыслах этого слова и окружению себя нужными людьми. Это означает воспитание в себе мышления победителя и постоянное стремление достичь большего.
Вся правда в том, что эти успешные владельцы бизнеса при принятии своих решений обращаются к моделированию.
Но что такое моделирование в психологии?
И как научиться его использовать?
Моделирование в психологии — общая характеристика
Психологическое моделирование – это техника, используемая в когнитивно-поведенческой терапии и поведенческой терапии, при которой обучение происходит только посредством наблюдения и имитации, без комментариев или подкрепления со стороны кого-либо, например, терапевта.
А также процесс, в котором один или несколько индивидуумов или других объектов служат примерами (моделями), которым человек будет подражать. Модели часто являются родителями (особенно, когда речь идет о детях), другими взрослыми или другими детьми, но они также могут быть символическими (например, книжный или телевизионный персонаж).
Понятие «моделирование» имеет как минимум три значения:
1) метод познания объектов через их модели;
2) процесс построения этих моделей;
3) форма познавательной деятельности (в первую очередь, мышление и воображение).
Моделирование очень полезно в тех случаях, когда поведение, которому индивидуум должен научиться чему-то, что не входит в обычный репертуар навыков. Этот прием широко используется в клинической практике как для устранения страхов, так и для обучения новым способам поведения. А также моделирование поведения может помочь людям преодолеть фобии.
В моделировании, как в наблюдательном обучении, задействованы четыре основных процесса:
Моделирование выполняет несколько функций в реализации и приобретении поведения:
Существуют факторы, влияющие на моделирование.
Особенности модели:
- Сходство c наблюдателем в таких аспектах, как пол, возраст или компетентность модели;
- Аффективное значение. Для наблюдателя, чем больше аффективная ценность модели для наблюдателя, тем большее влияние она будет оказывать;
- Престиж. В случае изучения определенного поведения модель обычно более эффективна, чтобы вызывать у наблюдателя определенную степень восхищения;
- Эффективность. При выполнении поведения, но не настолько чрезмерном, чтобы наблюдатель не смог выполнить или достичь уровня.
Характеристики наблюдателя:
- ненарушенные когнитивные способности и внимание;
- уровень тревожности, который не мешает вниманию и запоминанию поведения;
- уровень компетентности и способностей, которые позволяют инициировать или усилить поведение, которому необходимо научиться.
Кроме того, процесс моделирования включает в себя три последовательных этапа:
В целом, приобретение специфического имитационного поведения происходит в большей степени при викарном (замещающее) подкреплении, в то время как викарное наказание, как правило, приводит к контр-имитации.
В случаях беспокойства или тревожности страх часто поддерживается предвосхищением негативных ожиданий в отношении того, чего боятся и/или дефицитом конкретных навыков, моделирование может решить обе проблемы одновременно, когда модель демонстрирует, что негативные последствия не наступают, таким образом происходит викарное угасание.
Когда целью является уменьшение дефицита в определенном навыке, можно использовать два типа моделирования:
- моделирование мастерства или экспертное моделирование (при котором модель с первого раза выполняет поведение идеально);
- моделирование преодоления: модель терпит неудачу в первый раз и исправляет свое исполнение так, чтобы наблюдатель подражал ей.
В случае проблем тревожности обычно более уместно моделирование преодоления, так что, например, в случае фобии публичных выступлений (подробнее об этом: страх публичных выступлений) терапевт или модели сначала показывают страх, а затем постепенно демонстрируют меньший страх и большее мастерство в обращении с аудиторией. В отличие от этого, моделирование мастерства подходит для обучения очень специфическим видам поведения, таким как вождение автомобиля, которые не обязательно связаны с негативными эмоциями или страхом.
Основные направления моделирования в психологии
Моделирование в психологии используется со всеми возрастными группами и людьми из всех слоев общества. Некоторые из наиболее популярных вариантов использования: в воспитании, на рабочем месте или в отношениях:
Этапы моделирования участников:
- Выставка и перформанс. Модель выполняет поведение, например, приближается к собаке.
- Подстрекательство, репетиция, моделирование и десенсибилизация в естественных условиях. Модель вербально побуждает наблюдателя к выполнению поведения и, при необходимости, помогает ему физически, помимо управления поведением. Также физический контакт между терапевтом и клиентом помогает вызвать спокойную реакцию, конкурирующую с тревогой.
- Постепенный уход зачинщиков. Постепенно модель отказывается от физической и словесной поддержки.
- Практика. Такое поведение следует практиковать в других контекстах и с другими моделями, чтобы стимулировать обобщение.
Примером неклинического моделирования участников является то, что когда, например, ребенка учат кататься на велосипеде. Существует несколько факторов, влияющих на эффективность моделирования участников. Одним из них является викарное (замещающее) угасание. Поскольку в модели не оправдываются катастрофические ожидания, а также приобретение способностей, знаний и навыков для успешного решения задачи повышает восприятие самоэффективности. Что способствует снижению или привыканию уровня тревожности при личном столкновении с ситуацией.
Как происходит психологическое моделирование
Моделирование в психологии имеет множество применений, но использование его для достижения пикового состояния — будь то в бизнесе или в жизни — является одним из самых эффективных.
Для того, чтобы добиться успеха, необходимо выбрать человека, который вызывает восхищение, изучить его методику достижения успеха и проложить аналогичный путь для себя.
Эта техника может быть успешно применена практически к каждому аспекту жизни.
Концепция моделирования в психологии в своих интересах выполняется, как правило, в три шага:
Моделирование в психологическом исследовании
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории психологии, ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования.
Именно поэтому, моделирование как метод исследования в психологии применяется по сей день.
Опрос как метод исследования в психологии
Тесты как метод исследования в психологии
Эксперимент как метод исследования в психологии
Моделирование — это такой же набор навыков, как и любой другой — этому можно научиться и улучшить. Все возможно овладеть моделированием и другими проверенными техниками, посвятив свои выходные обучению и расширению возможностей.