Мозговой штурм, как способ генерирования новых идей и стимулирования группового творчества, был предложен в середине прошлого века Алексом Осборном. Понимание о том, что метод мозгового штурма (брейнсторма) идеально подходит для продуцирования новых идей, поиска решений задач разной сложности стало настоящим переворотом. Творческая деятельность группы специалистов очень комфортна, она вдохновляет генерировать решения, в обычной рабочей обстановке остающиеся заблокированными сознанием.
Что такое метод мозгового штурма и в чем его привлекательность
Автор методики еще в начале 40-х годов прошлого столетия впервые продемонстрировал, что такое метод мозгового штурма. Он предложил использовать для решения непростых рабочих задач. С тех пор этот способ поиска решений, генерирования идей стал одним из самых известных и широко применяемых во всем мире специалистами разных сфер деятельности.
Для мозгового штурма собираются несколько экспертов, которые делятся на 2 команды. Участники одной предлагают абсолютно все соображения, возникающие в голове относительно обсуждаемой проблематики. Участники второй команды занимаются анализом предложенных идей.
Критика в адрес конкретных людей, участвующих в обсуждении, под строгим запретом Точно так же запрещено и высказывать свое отношение к предложенному. Ту идею, с которой согласны большинство специалистов, принимают за правильную. Мозговой штурм, по сравнению с другими способами поиска решений, обладает несколькими преимуществами:
- оперативностью;
- высокой степенью надежности;
- возможностью генерировать множество идей за короткое время;
- отсутствием критики;
- возможностью развивать, комбинировать, модифицировать идеи.
Брейнсторминг можно с полной уверенностью назвать самым эффективным способом получения идей. За совсем короткое время (15-20 минут до часа) 6-7 участников обсуждения могут выдать более 100 предложений. Группа специалистов, которая работает в традиционном подходе, зачастую демонстрирует намного более низкий уровень креативности и имеет меньше представлений о том, как справиться с определенным заданием.
Проведение мозгового штурма можно организовать очень быстро, практически в любых условиях — хоть на лесной поляне, хоть в актовом зале. Не нужно никакое сложное оборудование (достаточно доски и фломастера или большого листа бумаги, стикеров), техника или мебель. Метод может использоваться не только во взрослых коллективах, но и в школе, а в игровой форме — в детском саду .
Недостатки у мозгового штурма тоже есть. Один из них — условие, что участвовать должны все члены группы. На практике, активность часто проявляют всего несколько участников, другие же ждут результатов. Из-за того, что идей слишком много, обсуждение может затянуться надолго, а это снижает заинтересованность и утомляет участников.
Метод неэффективен, если участники группы не настроены на командную работу и не способны к взаимодействию между собой. Нередко случается, что опытные участники обсуждения пытаются доминировать, обесценивать высказывания более молодых и неопытных — такое поведение недопустимо, оно снижает активность и обнуляет эффективность команды.
Описание этапов мозгового штурма и правил его построения
Генерирование большого количества идей за очень ограниченное время предполагает несколько этапов. На каждом из них проделывается очень важная часть работы — определяется проблема, рождаются идеи, происходит их анализ с последующим отбором наиболее удачных предложений. Чтобы взаимодействие было продуктивным, брейнсторминг всегда проводится в соответствии с правилами.
Постановка проблемы
На этой стадии происходит подготовка группы к работе над задачей. Участники выбирают ведущего, способного очень четко сформулировать проблему, а затем фиксирует все выдвигаемые группой идеи.
Генерирование вариантов решения проблемы
Второй этап является самым важным. Во время него все участники проявляют максимальную активность и высказывать вслух все без исключения идеи. Они не отбрасывают даже самые необычные предложения. Этот этап очень продуктивный, но очень энергозатратный для тех, кто в нем участвует, поэтому он длится от 15 до 30 минут.
Отбор, систематизация и оценка предложенного
Сортировка предложений по группам, их оценка — важный этап, который нельзя игнорировать. В ходе систематизации удается вычленить самые подходящие варианты, свести всю работу к единому решению.
То, насколько успешно пройдет брейнсторминг, определяется согласованностью действий всех его участников. Большое значение имеет их мнение о проблеме, способах ее преодоления.
Обзор нескольких популярных видов мозгового штурма
Такой прием, как мозговой штурм, имеет несколько разновидностей. Их различие заключается в используемой технологии, ролях, которые выполняют участники. Результаты, получаемые в ходе разных видов брейнсторминга, тоже отличаются.
Брейнрайтинг
Эта разновидность мозгового штурма предполагает, что участники обсуждения в течение четверти часа записывают все свои идеи, но не произносят их вслух. Листок для записи передается по кругу от одного участника к следующему. Каждый участник обсуждения читает предыдущую запись и под ней дописывает свой вариант.
Цель такой работы — получить максимальное количество предложений.
Мозговая атака с записью идей на доске
Доску размещают так, чтобы она была хорошо видна всем участникам. Каждую высказанную ими идею ведущий сразу же записывает на листе бумаги, прикрепляет его к доске или сразу производит запись прямо на доску.
Японский вариант
Эта вариация брейнсторминга иначе называют рисовым градом. Его смысл заключается в поиске вариантов, когда все участники действуют одинаково, а сама работа происходит пошагово:
- Проблему максимально точно и подробно описывает ведущий. Участникам выдается несколько листков бумаги, на которых они излагают свои мысли относительно видения проблемы. Каждый член группы должен сделать запись на всех листах. Затем определяются записи, которые связаны между собой, их передают ведущему. Он зачитывает записи вслух. Каждой группе записей дается название, которое отражает суть задачи.
- Этап поиска решения схож с предыдущим. Участники обсуждения делают записи относительно вариантов решения, сортируют их по группам, дают название, точно отображающие суть решения. На этой стадии мозгового штурма происходит выделение самых удачных идей, которые максимально подходят в заданной ситуации.
Японский метод проведения мозгового штурма считается одним из самых продуктивных. Он позволяет участникам группы сблизиться, научиться совместной работе, дает возможность понять позицию друг друга.
Многоступенчатый метод
В многоступенчатом методе брейнсторминга участники делятся на 2 группы — генераторы идей и оценщики результатов.
Условие для продуктивной работы по этой схеме — группу “генераторов мыслей” приглашают эрудированных людей со схожим типом темперамента, глубоко разбирающихся в предмете. В группе должно быть до 10 человек.
Участники оценочной группы анализируют предложенные креативщиками идеи. Члены оценочной группы, зачастую, представляют руководство. Они решают, какая идея будет реализована.
Обе группы выбирают себе ведущего. От его эрудированности, умения направить работу в нужное русло и привлечь каждого члена команды, зависит скорость появления нужных идей.
Мозговой штурм проводится по такому алгоритму:
- Участники команды “генераторов” высказывают мысли, фиксируют их.
- Затем работают над тем же предметом, но через другие, нестандартные подходы. Разрешается выдвигать предложения, противоположные уже названным.
- В работу вступают участники второй группы. Они объединяют все, предложенное на предыдущих этапах, систематизируют предложения, сводят их до единого варианта. Обсуждают возможные сложности при воплощении задуманного.
- Все полученные предложения группируют, ориентируясь на их суть.
На последнем этапе происходит дискуссия, в процессе которой высказывается критика предложенных идей. Многоступенчатый мозговой штурм должен происходить без заказчика работы. Это позволит всем участникам чувствовать себя свободно, безопасно и работать максимально продуктивно.
Одиночный брейнсторм
В некоторых ситуациях возникает потребность самостоятельно найти ответы на вопрос о том, как действовать. В любой ситуации лучше, чтобы решений было несколько.
Чтобы сгенерировать идей самостоятельно, необходимо выбрать спокойное, тихое место, занять удобную позу, закрыть глаза. Представить себе задачу максимально объемной (как голограмму), постараться внимательно “рассмотреть” ее с разных сторон. Затем задать себе вопрос: “Какими способами я могу решить свою ситуацию?”
Все всплывающие в голове ответы необходимо записать на листе бумаги. К каждому из ответов написать, какие ресурсы требуются для реализации, какие уже есть в распоряжении. Важно написать, что можно сделать уже сегодня.
Перечитав записи еще раз, нужно выбрать наиболее подходящий путь решения задачи.
Главные плюсы метода мозгового штурма
Мозговой штурм — методика, которая позволяет быстро найти множество вариантов решения задачи. Но есть несколько качеств, которые делают этот способ поиска решений одним из самых популярных:
- возможность максимально применить творческое мышление;
- активное участие в работе всех членов группы;
- возможность расширить рамки сознания.
Взаимодействие участников обсуждения делает их более открытыми к проявлению себя и принятию точки зрения других.
Мозговой штурм можно проводить не только с “живыми” участниками, но и онлайн. Эффективность работы в таком варианте не только не ниже, но зачастую выше за счет того, что каждый из участников ощущает себя в безопасности и не стесняется высказываться.
В спокойной обстановке онлайн штурма участники генерируют уникальные идеи, которые фиксирует ведущий. Члены команды также могут одновременно оставлять предложения в чате или на форуме. Все выдвинутые идеи легко сгруппировать и обработать.
Как выбирать вопросы для обсуждения и нужны ли шаблоны
Вопрос, который необходимо обсудить при помощи мозгового штурма, организатор выбирает заранее. Приглашая экспертов, он информирует их о сути проблемы.
Перечень вопросов для подготовки участников формируется в произвольной форме. Это позволяет приглашенным активизировать собственные идеи и не бояться изложить их.
На завершающем этапе обсуждения выбирают ту идею, которая максимально отвечает запросу и не требует значительных ресурсов для реализации.
Принцип выбора окончательной идеи | Существенная отдача | Малозначимые изменения |
Необходимо мало ресурсов | Приоритетное направление | |
Требует много ресурсов | От идеи стоит отказаться |
10 правил эффективного мозгового штурма
Соблюдение правил мозгового штурма дает возможность сделать его максимально эффективным. Среди обязательных требований к процедуре такие:
- предварительная подготовка, которую начинают за 2-3 дня до штурма. Участники заранее знакомятся с проблемой, обдумывают варианты ее решения;
- участие максимального количества людей. Группа должна составлять не менее 4 человек. Чем больше людей участвуют в мозговом штурме, тем больше удается получить идей;
- доскональное изучение участниками поставленной задачи обязательно. Это позволяет вычленить ее суть, избежать разногласий при обсуждении, а также противоречий и непонимания проблемы;
- задача записывать идеи возлагается на ведущего, но собственные варианты должны записывать также и все участники группы. В случае, если ведущий упустит какой-либо из предложенных вариантов, будет легко восстановить его;
- отсутствие критики — это самое главное правило мозгового штурма. Ни одно произнесенное участником слово, даже если оно кажется глупостью, не должно подвергаться осуждению. Оно имеет право на существование и может быть использовано при доработке или реализации окончательного решения. Критика заставляет участников обсуждения сомневаться в своей ценности, они перестают высказывать вслух свои мысли относительно обсуждаемого вопроса;
- участник должен выдать максимальное количество идей;
- необходимо озвучивать все, что всплывает в уме. Стоит произносить мысли вслух даже, после озвучивания окончательного решения;
- привлечение участников со стороны позволяет увидеть проблему в новом ракурсе и получить больше вариантов решения. Приглашать можно посторонних людей, не экспертов в обсуждаемой области;
- все полученные идеи необходимо группировать и объединять;
- чтобы информация легко воспринималась, необходимо пользоваться доской, большим листом бумаги;
- обязательно моделировать ситуацию, в которой события будут развиваться не запланировано. Это дает понимание, как действовать, чтобы развернуть ее в нужное русло, найти еще больше интересных вариантов.
В какой бы сфере ни применялся брейнсторм, независимо от количества и уровня экспертности участвующих, правила обязательны всегда.
В чем секрет грамотно проведенного мозгового штурма
Качество и результативность мозгового штурма прямо зависит от того, как он организован. Важно, чтобы среди экспертов было несколько людей, которые уже знают, что такое брейнсторминг.
Качественный, грамотно организованный брейнсторм — это:
- четко сформулированная проблематика;
- заранее составленные списки экспертов, разосланные приглашения и перечень вопросов к обсуждению;
- приготовленные материалы для самой процедуры: доска, фломастеры, ручки, бумага для записей;
- распределение ролей — выбор ведущего, его помощника;
- определение времени первого этапа;
- четкая формулировка задачи перед группой;
- фиксирование вариантов решения;
- вычленение лучших вариантов;
- формирование окончательного варианта.
Модератор брейнсторма руководит процессом так, чтобы все участники активно работали, но чувствовали себя при этом комфортно.
Если процесс правильно организован, то в ходе мозгового штурма решение найдется для любой проблемы.