Проблемы общения

Человек — существо социальное, нормально жить и развиваться без общения ему невозможно. Но, даже умея грамотно говорить, владея не одним языком, многие испытывают трудности, когда нужно наладить коммуникацию с другими людьми. Проблемы в общении возникают в разных ситуациях. Кому-то проще писать СМС-сообщения, чем общаться лично. Другие же терпеть не могут переписки, всегда выбирают разговор один на один или по телефону. Кому-то вести беседу несколько часов, а для кого то страшно даже просто обратиться к незнакомцу.

Проблемы в общении

Трудности коммуникации у всех разные. Но практически всегда их причина не лежит на поверхности, ее стоит искать в событиях раннего детства. А осознав, постараться увидеть возможности, которые дает общение.

Что же такое общение

Под термином “общение” имеется в виду связь, которая способствует формированию между людьми психологического контакта. Его проявлением является понимание, переживание, обмен мыслями и информацией, эмоциями, идеями.

Психологи выделяют три важных аспекта общения между людьми:

  1. Цель, которая заставляет установить контакт и передать информацию. Животные во время общения передают сигналы об опасности, пытаются привлечь полового партнера. Их целью является удовлетворение биологической потребности. У людей коммуникации (культурные, познавательные, эстетические, творческие) становятся предпосылкой для развития личности.
  2. Содержание тех данных, которые передаются при общении. У животных чаще всего это информация о том, где можно найти еду. У людей разговор затрагивает разные темы. Общение часто становится способом передачи опыта, чувств.
  3. Средства коммуникации. У людей общение не ограничивается только словами, письменной речью. Невербальные способы общения — это запахи, прикосновения, мимика.

Казалось бы, в общении не должно быть ничего сложного для тех, кто владеет речью. Да и не говорящие люди имеют свой собственный язык жестов, помогающий им коммуницировать. Но трудности в общении нередко создают массу сложностей. В зависимости от ситуации они затрагивают разные стороны:

  • коммуникативную (взаимодействие на разных уровнях между людьми) — от личного общения до общественного;
  • когнитивную — затрудняется понимание информации;
  • информационную — нарушается процесс обмена данными;
  • креативную — создаются трудности с формированием, развитием новых связей;
  • конантивную — нарушаются роли в отношении друг к другу.

формула успеха

Внимание! Очень часто проблемы в общении влекут за собой нарушение эмоционального контакта.

У кого возникают трудности в общении

Коммуникативные сложности сравнимы с преградами на пути к продуктивному, полезному для всех участников взаимодействию. Барьеры возникают у людей, которые обладают особыми личностными характеристиками:

  • замкнутым, неуживчивым характером;
  • неуважением к собеседнику;
  • недостаточным интересом (или его отсутствием) к позиции собеседника;
  • склонностью проявлять грубость;
  • неумением четко сформулировать собственную позицию.

Нередко проблемы в общении возникают у тех, кто использует принижающе-устойчивую и защитно-агрессивную форму поведения.

Такие стратегии приводят к тому, что коммуникация не дает нужного результата либо наступает “пробуксовка”. Собеседники испытывают целую гамму неприятных эмоций — разочарование, досаду, раздражение, злость.

Причины возникновения проблемы в общении

Психологи разделяют причины коммуникативных барьеров на две группы. В основе первого кластера лежит неправильное восприятие информации. Оно возникает на фоне:

  • несовпадения взглядов собеседников;
  • конфликта интересов;
  • несоответствия жизненного опыта;
  • разного эмоционального настроя;
  • личной неприязни.

Другая группа связана с неумением слышать и плохой обратной связью. Оба этих фактора вызывают непонимание того, что хочет донести противоположная сторона. Сложности возникают, когда собеседники:

  • неправильно истолковывают информацию;
  • не знают языка собеседника, не владеют специальной терминологией;
  • неверно истолковывают невербальную информацию (мимику, жесты, позы).

Попадая в ситуации, где общение невозможно или дается слишком тяжело, человек начинает рассматривать себя, как неумелого, не способного общаться. Это еще больше закрепляет неуверенность в собственных силах, способствует формированию психологической защиты. Например, некоторые стараются избегать ситуаций, где требуется интенсивное личное общение, заменяя его онлайн перепиской, чатами. Другие стараются преодолеть страх перед общением за счет алкоголя, пытаясь расслабиться.

Как преодолеть проблемы в общении

Избавиться от проблем, научиться общаться легко, получая от этого удовольствие, можно. Для этого стоит прислушаться к советам психолога.

Инфографик Проблемы в общении

  1. Всегда говорите о себе, а не о другом человеке. “Мне больно” вместо “ты злой”, “мне не нравится” вместо “что за ерунду мне предлагаешь”. Говоря о себе, вы держите открытую позицию, приглашая собеседника к диалогу. Когда делаете акцент на другом — пытаетесь напасть или обвинить. А нападение всегда провоцирует желание ответить ударом.
  2. Изучите свои слабые места. Например, чувствительность к критике. Если вам хочется забиться в угол и стать незаметным, когда слышите критические замечания в свой адрес, вы воспринимаете их как отвержение. В ответ возникает желание прекратить контакт, убежать. На самом деле, собеседник не обязательно хотел обидеть. Но нередко именно так воспринимается критика психикой. Чтобы понимать, что стоит за критикой важно понять (лучше всего прямо спросить), зачем человек критикует, что он хочет донести своим посланием. Подумайте, есть ли в его словах рациональное зерно или оно отсутствует. Тогда невинные высказывания не будут причиной разрушения контактов, а прозвучавшие под видом критики обиды, попытки обвинить или внушить чувство вины вы сможете сразу же распознавать и блокировать.
  3. Четко понимайте, зачем вы говорите что-либо. Все, что озвучивается, произносится с конкретной целью. Даже болтовня двух подружек о платьях, детях или новых рецептах имеет целью получить совет или эмоциональную поддержку. Высказывая обиду или претензию, необходимо понимать, чего хочется добиться от собеседника. Вариант общения, когда информация изливается на другого просто потому что наболело, хочется слить накопившийся негатив, не экологичен. Он является проявлением эмоциональной распущенности и ведет к разрушению доверия.
  4. Делайте послания максимально понятными. Не стоит говорить подруге: “Ничего, что ты мне не звонила уже две недели?” Это вариант манипуляции, он провоцирует напряжение, неясность. Гораздо эффективнее, а, главное безопасно для дружбы, работает высказывание, построенное иначе: “Мы не созванивались две недели. Я соскучилась. Может встретимся?” В таком послании чувствуется уважение, доверие. Не стоит четко высказываться.
  5. Помните — читать мысли никто не умеет. Поэтому не стоит надеяться, что партнер угадает желания, поймет причину обиды. Вариант “должен сам догадаться” — самый неэффективный.
  6. Прислушивайтесь к своим чувствам. Важно не игнорировать то, что происходит в конкретный момент. Злость — сигнал о нарушении ваших границ, ценностей или безопасности. Злость дает энергию активно действовать. Зависть дает знак, что у вас есть неудовлетворенная потребность. Не бойтесь честно посмотреть на свои чувства и признать их, какими бы неприглядными они не казались. Опора на чувства дает возможность создавать отношения, наполненные удовлетворением и радостью.
  7. Спрашивайте. Если кажется, что вы догадываетесь, о чем думает собеседник, спросите. Не стройте догадки. Скорее всего, они совершенно не правильны.
  8. Не бойтесь конфликтовать. Именно конфликтовать, а не ссориться. В глубоких отношениях всегда возникают спорные ситуации, которые требуют прояснения мнений, позиций обеих сторон. Это нормально и необходимо, чтобы перейти на новый уровень. Качественный конфликт — это высказывание и выслушивание мнений без оскорблений, повышения голоса. Он ведет к компромиссу, укрепляет доверие.

Не отчаивайтесь, если сразу не удается изменить стиль поведения и полностью избавиться от проблем общения. Помните, что для изменений нужна тренировка навыков и время.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алина
Алина
3 лет назад

согласна …в современном мире все идет через интернет и телефон. большинству людей даже не нужен человек. им главное телефон. люди проводят там большую часть своего времени..и то грустно

Фалькова Надя
Фалькова Надя
3 лет назад

преодолеть можно. почаще выходить в люди и перебарывать себя

Полина Ермошик
Полина Ермошик
3 лет назад

У меня тоже такое было . я стеснительная была,но только в школе.А потом когда я поступила в универ,я решила изменится.Просто очень захотела изменить себя и не быть как дикая к людям вот и всё.

Екатерина Балмон
Екатерина Балмон
3 лет назад

нужно серьёзно, поэтапно работать над собой. А для начала понять причину, корень проблемы. 

Елена Ивановна Булюк
Елена Ивановна Булюк
3 лет назад

Сейчас все в телефонах. Вот и поэтому все проблемы общения

Аля
Аля
3 лет назад

Раньше дети играли во дворе, на каких то заброшках , в футбол..общались . Бегали, прыгали..а сейчас что , все как зомби

6
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x