Развитие личности — движущие силы и факторы

Узнаем, какие факторы влияют на развитие личности?

С первой минуты жизни человек сталкивается с трудностями  —  ему приходится адаптироваться к новым условиям внешней среды, он учится контактировать с другими и получать при этом самое необходимое   —  пищу, заботу, тепло. Уже тогда младенец начинает действовать чтобы добиться чего то очень важного для него.

развитие личности человека

Движущие силы развития личности  —  это противоречия, которые приходится разрешать человеку на пути к достижению гармонии между внутренними потребностями и тем, что предлагает внешняя среда, общество, реальными возможностями. Эти противоречия создают мотивацию, заставляют овладевать навыками, коммуницировать, учиться правильно реагировать на неудачи и достигать задуманного.

Понятие личности

В психологии под определением “личность” имеется в виду комплекс, включающий в себя социальные качества человека, набор его жизненных и социальных ценностей. В понятие “личность” также входит умение использовать возникающие противоречия между потребностями и реальностью для дальнейшего развития.

Личность и индивид  —  не одно и то же. Если индивид  —  это набор качеств, которыми обладает представитель биологического вида “человек разумный”, то личность  — узкое понятие. Оно ассоциируется с более высоким уровнем развития, наличием четкой системы взаимоотношений с другими людьми, происходящими во внешнем мире событиями. Личность выстраивает собственное понимание того, что для нее важно, что приемлемо и неприемлемо, определяет для себя понятия “смысл”, “ценность”.

То, насколько индивид может реализовать собственные принципы, зависит от наличия и развитости:

  • интеллекта;
  • таланта;
  • знаний навыков;
  • умения прилагать усилия (волевых качеств);
  • способности справляться с эмоциями;
  • физических данных.

Процесс формирования личности длится всю жизнь. Базой для развития способностей является наследственность социальная среда.

В зависимости от того, насколько развито умение эффективно коммуницировать с окружающими, решать насущные проблемы, различают 2 типа личности:

  • социализированная —  умеющая выживать в обществе;
  • несоциализированная —  не способная к социальной коммуникации, выполнению возложенных общественных функций, зачастую  —  с психическими отклонениями.

Отличительные качества социализированной личности:

ориентир на собственные цели, ценности, жизненную стратегию даже в сложных ситуациях;

  • автономность;
  • умение применять защитные приемы для установления барьера при токсическом воздействии;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, дружить;
  • способность проявлять сострадание;
  • настойчивость в достижении целей.

То, насколько социализирована и развита личность, является основным показателем психического благополучия, способности принимать ответственность на себя.

Развитие личностных характеристик

Врожденные качества определяют, насколько человек способен к разностороннему развитию. В течение всей жизни природные характеристики личности остаются практически неизменными, только некоторые из них меняются вследствие влияния факторов внешней среды, социума.

Временем, которое определяет, в каком направлении будет развиваться личность, являются первые 5 лет жизни. Все последующие годы к уже имеющейся структуре характера только добавляются какие-либо характеристики или немного корректируются имеющиеся.

Характеристики личности влияют на все сферы жизни человека. Они отражаются на стиле поведения в кругу родных, знакомых, коллег, определяют выбор профессии и стиля поведения в разных ситуациях.

воспитание и развитие личности

Так, для человека, стремящегося к карьерному успеху, движущей силой становится его умение трезво взглянуть на имеющуюся ситуацию, оценить свои силы, способность добиваться поставленной цели. Тот, кто понимает свои потребности, осознает собственные интересы, ценность, выберет деятельность, которая поможет максимально полно раскрыть заложенный потенциал.

Большая роль в развитии личностных характеристик принадлежит общению. Оно начинается с первых минут появления малыша на свет. В процесс общения вовлекаются, кроме ребенка, родители, родственники, воспитатели, другие дети. Через активное общение с окружающими маленький человек учится взаимодействовать с окружающими.

Общаясь с другими, малыш находит мотивации, определяется со стилем поведения в разных ситуациях, определяет наиболее действенные инструменты взаимодействия с окружающими.

Механизмы развития личности

Вопрос того, каким путями реализуются развитие личности, какие механизмы при этом задействованы  —  предмет изучения множества ученых. Большинство теорий развития личности рассматривают такие:

  • присвоение —  оно реализуется через осознавание и присвоение своей человеческой сущности;
  • обособление (индивидуация) —   индивидуум проявляет стремление выделиться из множества таких же индивидуумов. Обособление делится на внешний и внутренний тип. Внешнее связано с такими характеристиками как национальность, физические данные, пол. Внутреннее  —  индивидуальные особенности психологического характера, интеллект, темперамент;
  • идентификация —  отождествление (в первую очередь, на эмоциональном уровне) себя с другими людьми, группой людей, важным объектом. В детстве ребенок отождествляет себя с родителями или другими значимыми людьми, перенимают их стиль поведения, способ реагирования и общения с социумом, а также вбирают жизненный опыт, взгляды.

процесс развития личности

В подростковом возрасте образец для самоидентификации  —  сверстники, авторитетные взрослые, кроме родителей. Идентификация длится всю жизнь.

Социализация

Социализация  —  это многоступенчатый процесс, который приводит к формированию психических свойств у индивида. Основное влияние на социализацию оказывает среда, в которой развивается индивид.

Взаимодействие человека с социумом может происходить двумя способами:

  • пассивным —  когда он использует свой социальный опыт;
  • активным —  когда человек проявляет активность, действует и таким образом влияет на социальное окружение.

Социализация происходит в несколько этапов:

  1. дотрудовой —  наступает при рождении и длится до момента начала трудовой деятельности;
  2. трудовой —  совпадает с периодом активной трудовой жизни, зрелости;
  3. послетрудовой —  наступает с момента прекращения активной рабочей жизни в преклонном возрасте.

На каждом этапе социализации у человека меняется спектр обязанностей, которые он выполняет, как член семьи, работник. Меняется и социальная позиция, проявляющаяся в отношении к тем или иным событиям. Социальные роли влияют на личностное становление в течение всей жизни.

Роль наследственности в развитии личности

Немалую роль в становлении личности играют наследственные факторы. Они человеку, как представителю биологического вида, помогают адаптироваться к меняющимися условиям.

Для психологической науки наибольший интерес представляет вопрос передачи творческих способностей, задатков от родителей детям и последующим поколениям. Чтобы ребенок мог гармонично развиваться, максимально раскрыть заложенный в нем потенциал. Врожденные задатки прямо влияют на успех в обучении, выбор профессии.

То насколько реализуются врожденные способности, во многом зависит от условий,в которых воспитывается ребенок, внутрисемейных отношений. Именно методы воспитания подкрепляют талант, который передается разным поколениям одной семьи (например, семьи выдающихся музыкантов  —  Баха, Моцарта).

В современной педагогике уделяется большое внимание разносторонних, самых ярко выраженных способностей уже в детском возрасте. Создаются специальные условия для проявления и развития талантов.

Темперамент  —  врожденная характеристика. Он определяется свойствами нервной системы. Темперамент не меняется в течение всей жизни. Он определяет особенности реагирования, поведения, влияет на характер и способы взаимодействия с социумом.

Комплекс всех наследственных факторов влияют на способность ребенка самостоятельно развиваться. Перед родителями стоит задача усилить врожденные задатки в процессе воспитания.

Развитие личности  —  движущие силы и факторы

Роль общения в развитии личности

Общение необходимо для социализации и развития задатков ребенка. Уже в первые годы жизни у него формируется собственный круг общения  —  в него входят родители, братья и сестры, другие родственники, друзья по детскому саду, воспитатели. С возрастом этот круг расширяется.

Общение со сверстниками в детском саду, на игровой площадке дарит большой спектр эмоций и важный опыт.Он становится базой для развития личностных качеств и отношений в будущем.

Если ребенок не общается со сверстниками, то выявить наличие у него проблем с социализацией не представляется возможным. Если они есть, то выявить их можно только в диалоге в одногодками.

Уже годовалому малышу необходимо общество таких же деток. В парке, центре раннего развития малыш может научиться отстаивать себя, играть и проявлять другие виды взаимодействия.

По мере взросления общение не теряет своей важной роли. Более того, это фактор формирования личности становится еще более весомым. Это связано с тем, что ребенок расширяет свой опыт, духовный мир, поэтому испытывает потребность в том, чтобы делиться им с другими и перенимать чужой опыт. Появляется стремление к общению со взрослыми, формируется круг друзей.

В общении удается более легко преодолеть сложные ситуации. Нередко общение приводит к тому, что корректируются ошибки воспитания. Важно, чтобы родители создали условия для гармоничного развития и формирования позитивного мышления.

В детском возрасте общение происходит через игры. Играя, дети учатся помогать друг другу, конкурируют, строят взаимоотношения. Это вид деятельности позволяет снизить уровень психоэмоционального напряжения, способствует формированию уверенности в собственных силах, помогает стать более активными, избавиться от замкнутости.

Влияние среды на развитие личности

Социум для личности является основным компонентом взаимодействия. Активность человека отражается на социальной среде, точно так же и перемены, которые происходят в социуме, отражаются на нем. Среда диктует свои условия, выставляет к личности определенные требования или же относится к индивиду с доброжелательностью.

То, какой настрой по отношению к человеку демонстрирует социум, зависит от его готовности принимать ее требования. Социальный статус человека обуславливает его поведение.

Воспитание

Наиболее весомым фактором развития личности считается воспитание. Через него удается корректировать неблагоприятные врожденные факторы, нивелировать влияние социума.

В психологии воспитание рассматривается, как средство, которое позволяет контролировать процесс социализации. Заданием воспитания является формирование индивида так, чтобы он максимально советовал требованиям того общества, где он живет, успешно справлялся с трудностями и достигал успеха.

Воспитание развивает человека как потребителя материальных благ. Но это  —  не единственная задача воспитательного  процесса. Он также развивает высшие человеческие потребности  —  стремление к созданию материальных и духовных ценностей. Эти потребности проявляются в стремлении общаться с другими людьми, сотрудничать с ними, заниматься творчеством. Развитие этих потребностей и связанных с ними эмоций помогает формировать мировоззрение, способность к саморегуляции поведения и деятельности, в обретении нового опыта.

Воспитательный процесс дает возможность структурировать влияние на формирующуюся личность и создать основу для успешной ее социализации.

Обучение и образование

Термин “обучение” включает в себя передачу определенных знаний, а также активное взаимодействие между учеником и тем, кто обучает. Независимо от возраста обучаемого, он в процессе образования получает новый опыт, отрабатывает навыки его использования, тем самым расширяет спектр собственных возможностей для реализации.

Способность к обучению напрямую связана в возрастом и зрелостью мозговых структур. Так, 2-летний ребенок не способен усвоить материал, который излагают первокласснику.

Те психические качества личности, которые формируются при воспитании и обучении  —  очень сложные новообразования. Они постепенно вырабатываются в процессе индивидуального развития. Каждое их этих психических качеств имеет системную структуру и включает в себя:

  • потребности;
  • мотивы;
  • цели;
  • знания;
  • средства для действий;
  • эмоции.

Например, любопытство предполагает наличие знаний, относительно которых новый объект вызывает удивление, стремление изучить его и средств, которыми человек реализует это стремление. Каждое из психических качеств тесно связано со всеми остальными.

Развитие личности — другие факторы и движущие силы.

Уже в детском возрасте под влиянием воспитательного процесса формируется сознание и самосознание, собственное “Я”—  важнейшие факторы развития личности. Достигнув подросткового возраста, ребенок начинает активно использовать самопознание с целью самовоспитания, создания собственной личности.

Самовоспитание вслед за воспитанием включается в процесс развития личности. Оно выражается в действиях человека, направленных на самого себя, на выработку качеств, которые соответствуют именно его идеалам, жизненной цели.

Индивид начинает работу над собой, формирует характер, волю, другие качества. Меняя себя, личность меняет условия и обстоятельства своей жизни.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дима Крюк
Дима Крюк
3 лет назад

Информативная подача материала в статье

Анастасия
Анастасия
3 лет назад

А ведь действительно на развитие личности влияет воспитание…

Юля
Юля
3 лет назад

Каждый человек это личность !!

Ари Худик
Ари Худик
3 лет назад

Личностные качества можно развить..согласна

4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x