Самосознание — это набор представлений человека о себе, как о личности, понимание своих эмоций и чувств, телесных проявлений. Самосознание формируется постепенно в ходе коммуникации с окружающими и внешним миром.
Самосознание — что это такое
Самосознание личности тесно связано со с глубоким знанием себя и пониманием процессов, которые происходят в психической сфере, в теле. Понятие самосознание также включает осознанность — способность понимать причины и следствие происходящих событий.
Самосознание — многокомпонентное понятие. Оно включает:
- самооценку;
- понимание собственной ценности;
- самоуважение;
- умение помочь самому себе;
- склонность к самоанализу;
- самореализацию.
Самосознание базируется на глубоком понимании себя, принятии своих сильных и слабых сторон, осознании собственной уникальности. Наличие всех этих характеристик позволяет человеку развиваться в личностном плане, ставить перед собой задачи и достигать задуманного.
Самосознание личности в разных науках о человеке трактуется очень схоже. Обществознание объясняет самосознание, как глубокое понимание человеком собственных мотивов, мыслей, действий, а также своего места в обществе. В таком трактовании делается акцент на способности самостоятельно принимать решения отвечать за их последствия.
Философский взгляд на самосознание раскрывает его, как понимание личностью своих знаний, нравственных принципов и мотивов каждого совершаемого действия. В этой интерпретации самосознание — свойство, присущее глубоко чувствующему и способному критически мыслить человеку.
Структура самосознания
Самосознание личности включает несколько компонентов:
- понимание самого себя (когнитивная составляющая) — глубокое знание о самом себе, построение Я-концепции. Она включает представление о себе реальном, идеальном, фантастическом, таком, каким видят окружающие;
- отношение к себе на уровне эмоций — способность принимать себя со всеми недостатками и достоинствами, уверенность в собственных силах или ее отсутствие. Самооценка формируется с первых лет жизни под влияние отношения к ребенку родителей, других значимых взрослых, позже она укрепляется или, наоборот, слабеет при сравнении себя и других;
- способность к саморегуляции (поведенческая составляющая) — проявляется через стремление к принятию в обществе, к соответствию выставляемым им требованиям, желание добиться уважения;
- самоактуализацию — стремление к максимальному раскрытию своих способностей. Проявляется в умении не откладывать задуманное на потом, в занятии делами, которые приносят удовольствие, постоянном развитии, способности принимать новшества и адаптироваться к ним, осознанности по отношению к жизни, уверенности в собственных силах;
- степень притязаний — в стремлении добиваться большего, умении ставить перед собой цели, находящиеся за пределами зоны имеющихся компетенций.
В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):
интеллектуальная | включает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку |
саморегуляция | формируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю |
самосовершенствование | глубокое понимание и принятие образов “Я” |
Самосознание личности — не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.
Функции самосознания
Личностное самосознание выполняет несколько функций, основной из которых считается саморегуляций. Человек, хорошо знающий себя, свои возможности и потенциал, понимает свои потребности. Такое знание дает ему возможность в любой ситуации действовать осознанно и работать над созданием своего желаемого образа.
Неправильное понимание своих нужд, неадекватная оценка ресурсов приводит к тому, что при больших усилиях человек не добивается желаемого результата. Он либо тратит силы впустую, либо много работает, но не достигает успеха. В обоих случаях возникает разочарование, выгорание, снижается самооценка. Саморегуляция позволяет избежать бессмысленных действий.
Другая функция самосознания — формирование идентичности. Каждый человек уникален, второго точно такого же нет. Только он точно знает, какие усилия ему пришлось приложить, чтобы добиться чего-либо, в чем его сила и слабость, что для него приемлемо, а что — недопустимо ни при каких условиях.
Любой человек имеет право воспринимать жизнь по-своему. Он имеет право на собственное мнение, на самостоятельное принятие решений и ответственность за них. Очень часто такое понимание приходит не сразу, а многим приходится всю жизнь бороться за собственную индивидуальность.
И еще одна функция самосознания заключается в четком понимании собственных личностных границ и их защите. Человек, осознающий свои границы, способен уважать и границы других людей. Он не допускает в свой адрес того, что приносит ему дискомфорт и не отказывается от своей индивидуальности. С одной стороны, это может вызвать непонимание и неприятие окружающих. С другой, умеющий отстаивать свои границы, выстраивает защиту так, чтобы испытывать покой и уверенность в себе. Он не боится порвать связи с теми, кто не уважает его границы.
Формы самосознания
Существует 4 вида самосознания. Они проявляются по-разному.
- Самопознание — умение идентифицировать себя, понять собственные физические и психологические особенности, осознать свой потенциал. Самопознание реализуется через:
- самонаблюдение — отслеживание процесса деятельности и общение с другими людьми, понимание результатов и их соответствие нормам, принятым в обществе;
- осознание, какие оценки личности дают окружающие, каково их отношение;
- анализ собственных эмоций, чувств, нужд, умение их трансформировать.
Самопознание становится базой для формирования представлений о собственной личности.
- Самоконтроль — умение регулировать собственное эмоциональное состояние, действия, если они не совпадают с внутренними установками, не дают необходимого результата или конфликтуют с требованиями внешнего мира.
- Самооценка — уровень принятия человеком своих качеств, личностных характеристик, любовь и уважение к себе. Уверенный человек обладает устойчивой адекватной самооценкой. Он способен принимать взвешенные решения, нести за них ответственность. Низкая самооценка проявляется в зависимости от чужого мнения, она сопровождается выраженным чувством вины и другими проблемами. Обладатель завышенной самооценки демонстрирует надменность и высокомерие.
- Принятие себя и своей уникальности, отказ от постоянной критики собственных поступков, самоуничижения. Самопринятие включает также уважение к себе, оно формируется, когда человек ставит перед собой цели и достигает их.
Личность достаточно зрелая, если все 4 вида самосознания у нее достаточно развиты.
Особенности формирования самосознания
Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:
- от рождения до 1 года — ребенок получает первые знания о себе. Они заключаются в осознании физиологических потребностей в пище, уходе. Также младенец улавливает отношение к себе матери или другого значимого взрослого;
- 2-3 года — ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность, проявляет самостоятельность в пределах возрастных возможностей;
- 4-7 лет — знание о собственном теле и эмоциях усложняются, ребенок может распознать и понять истоки своих эмоций, физических реакций;
- 8-18 лет — знания о себе усложняются и трансформируются под влиянием собственных достижений, а также в сравнении себя со сверстниками, человек приобретает устойчивые знания о собственной личности.
На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.
Этапы развития самосознания
Самосознание развивается постепенно. На первом этапе человек научается выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя, как отдельный организм, индивидуальность. Затем формируется способность к самоконтролю и умение влиять на свои действия. Взрослея, человек учится сначала контролировать физиологические реакции, а позже — сознание.
На завершающем этапе формируется самопринятие, умение точно оценивать собственные возможности, положительные и негативные стороны личности.
Человек проходит от стадии отделения себя от другого (матери) до полной автономии.
Психологи предлагают такую периодизацию процесса развития самосознания в онтогенезе:
- 0-8 месяцев — происходит активное знакомство ребенка с собственным телом;
- 8-12 месяцев — ребенок активно изучает людей из ближайшего окружения, посторонних, у него появляются первое понимание, что он — другой;
- после 1 года — малыш стремится к автономии, у него параллельно с самостоятельностью возрастает ответственность. В деятельности ребенок принимает позицию субъекта, понимая, что он может манипулировать предметами, управлять их положением в пространстве;
- с 3 до 6-7 лет — ребенок активно изучает собственные реакции и реакции других людей во время взаимодействия. Он формирует поведенческие шаблоны, которыми пользуется в схожих ситуациях;
- 6-7 лет — возникает понимание своей роли в обществе, ребенок учится следовать принятым нормам, руководствуется при этом уже собственными убеждениями;
- 8-12 лет — активно формируется самосознание, возникает понимание собственных возможностей;
- с 13 до 18 лет — подросток стремится глубоко изучить свою индивидуальность, а также сопоставляет представления о себе с тем, как он видит других людей. Формируется личностная направленность;
- с 18 до 20 лет активно формируется воля, совершенствуется способность к самоконтролю, человек строит планы на жизнь. Он становится более независимым и объективным в суждениях, испытывает потребность в реализации своего потенциала.
Взрослость — время активной реализации задуманного. Личность проходит через кризисные периоды, во время которых становится еще сильнее или ослабевает. В старости происходит оценка достигнутого.
Нарушения самосознания
Неправильное разрешение личностных кризисов приводит к неадекватному восприятию себя. Специалисты выделяют несколько вариантов аномалий, которые возможны в ходе формирования самосознания. Они проявляются в самоощущении человека, а также влияют на его отношения с окружающими, восприятие мира в целом.
К нарушениям самосознания причисляют:
- стремление избежать тесных межличностных взаимоотношений;
- ощущение тревоги и страха перед будущим, взрослением, течением времени;
- непродуктивные и хаотичные действия, трата потенциала и ресурсов впустую, неумение концентрироваться на конкретной цели и следовать плану для ее достижения;
- нежелание определиться и лучше узнать себя, выбор деструктивных образцов для подражания.
Если представление человека о себе формируется по неблагоприятному сценарию, то это негативно отражается на личности. Человек становится неуверенным в себе, он боится отказа, имеет низкую самооценку. Такой тип самосознания опасен тем, что человек:
- недостаточно уважает себя, это влияет на отношение к нему в социуме;
- проявляет агрессию, асоциальное поведение;
- не способен на решительные действия;
- в трудных ситуациях занимает позицию приспособленца, может стать участником асоциальной группы или подвергнуться чужому влиянию;
- неадекватно воспринимает внешность, не может дать объективную оценку себе и своим поступкам.
Сбои в развитии самосознания также могут стать причиной зависимого поведения, искаженного восприятия себя. Нередко проблема приводит к эгоцентризму, а также становится базой для формирования психических расстройств.
иногда нужно поговорить со своими тараканами
Ага , некоторые и в 30 лет не знают свои планы на жизнь.. а написано в 18-20 уже знают. Смешно ?
Занимаюсь самосознанием вечером в субботу под бокал хорошего красного вина ?
Ага…вот делать нечего ещё сидеть и самосознанием заниматься
Странная вы ! Неужели никогда не думаете о своих мыслях и поступках….
ерунда это ваше самопознание!!!!!!!
Жаль, что многие люди не самопознают себя.. печалька
Видео огонь! Каждый должен заниматься самопознанием и делать анализ своих действий и поступков.
Видео полезное! Интересная информация!
Иногда, как бы не хотелось, но нужно поговорить со своими тараканами
Часто думаю о своей жизни и самопознаю себя