Самосознание — зачем изучать себя

Самосознание — это набор представлений человека о себе, как о личности, понимание своих эмоций и чувств, телесных проявлений. Самосознание формируется постепенно в ходе коммуникации с окружающими и внешним миром.

Самосознание  —  зачем изучать себя

Самосознание  —  что это такое

Самосознание личности тесно связано со с глубоким знанием себя и пониманием процессов, которые происходят в психической сфере, в теле. Понятие самосознание также включает осознанность — способность понимать причины и следствие происходящих событий.

Самосознание — многокомпонентное понятие. Оно включает:

  • самооценку;
  • понимание собственной ценности;
  • самоуважение;
  • умение помочь самому себе;
  • склонность к самоанализу;
  • самореализацию.

Самосознание базируется на глубоком понимании себя, принятии своих сильных и слабых сторон, осознании собственной уникальности. Наличие всех этих характеристик позволяет человеку развиваться в личностном плане, ставить перед собой задачи и достигать задуманного.

Самосознание личности в разных науках о человеке трактуется очень схоже. Обществознание объясняет самосознание, как глубокое понимание человеком собственных мотивов, мыслей, действий, а также своего места в обществе. В таком трактовании делается акцент на способности самостоятельно принимать решения отвечать за их последствия.

Философский взгляд на самосознание раскрывает его, как понимание личностью своих знаний, нравственных принципов и мотивов каждого совершаемого действия. В этой интерпретации самосознание  —  свойство, присущее глубоко чувствующему и способному критически мыслить человеку.

Самосознание  —  зачем изучать себя

Структура самосознания

Самосознание личности включает несколько компонентов:

  • понимание самого себя (когнитивная составляющая) — глубокое знание о самом себе, построение Я-концепции. Она включает представление о себе реальном, идеальном, фантастическом, таком, каким видят окружающие;
  • отношение к себе на уровне эмоций — способность принимать себя со всеми недостатками и достоинствами, уверенность в собственных силах или ее отсутствие. Самооценка формируется с первых лет жизни под влияние отношения к ребенку родителей, других значимых взрослых, позже она укрепляется или, наоборот, слабеет при сравнении себя и других;
  • способность к саморегуляции (поведенческая составляющая) — проявляется через стремление к принятию в обществе, к соответствию выставляемым им требованиям, желание добиться уважения;
  • самоактуализацию —  стремление к максимальному раскрытию своих способностей. Проявляется в умении не откладывать задуманное на потом, в занятии делами, которые приносят удовольствие, постоянном развитии, способности принимать новшества и адаптироваться к ним, осознанности по отношению к жизни, уверенности в собственных силах;
  • степень притязаний — в стремлении добиваться большего, умении ставить перед собой цели, находящиеся за пределами зоны имеющихся компетенций.

В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):

 

интеллектуальная включает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку
саморегуляция формируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю
самосовершенствование глубокое понимание и принятие образов “Я”
Читать далее:  Что делать, если не хватает общения? 

 

Самосознание личности  —  не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.

Функции самосознания

Личностное самосознание выполняет несколько функций, основной из которых считается саморегуляций. Человек, хорошо знающий себя, свои возможности и потенциал, понимает свои потребности. Такое знание дает ему возможность в любой ситуации действовать осознанно и работать над созданием своего желаемого образа.

Неправильное понимание своих нужд, неадекватная оценка ресурсов приводит к тому, что при больших усилиях человек не добивается желаемого результата. Он либо тратит силы впустую, либо много работает, но не достигает успеха. В обоих случаях возникает разочарование, выгорание, снижается самооценка. Саморегуляция позволяет избежать бессмысленных действий.

Другая функция самосознания  —  формирование идентичности. Каждый человек уникален, второго точно такого же нет. Только он точно знает, какие усилия ему пришлось приложить, чтобы добиться чего-либо, в чем его сила и слабость, что для него приемлемо, а что —  недопустимо ни при каких условиях.

Любой человек имеет право воспринимать жизнь по-своему. Он имеет право на собственное мнение, на самостоятельное принятие решений и ответственность за них. Очень часто такое понимание приходит не сразу, а многим приходится всю жизнь бороться за собственную индивидуальность.

И еще одна функция самосознания заключается в четком понимании собственных личностных границ и их защите. Человек, осознающий свои границы, способен уважать и границы других людей. Он не допускает в свой адрес того, что приносит ему дискомфорт и не отказывается от своей индивидуальности. С одной стороны, это может вызвать непонимание и неприятие окружающих. С другой, умеющий отстаивать свои границы, выстраивает защиту так, чтобы испытывать покой и уверенность в себе. Он не боится порвать связи с теми, кто не уважает его границы.

Самосознание  —  зачем изучать себя

Формы самосознания

Существует 4 вида самосознания. Они проявляются по-разному.

  1. Самопознание —  умение идентифицировать себя, понять собственные физические и психологические особенности, осознать свой потенциал. Самопознание реализуется через:
  • самонаблюдение —  отслеживание процесса деятельности и общение с другими людьми, понимание результатов и их соответствие нормам, принятым в обществе;
  • осознание, какие оценки личности дают окружающие, каково их отношение;
  • анализ собственных эмоций, чувств, нужд, умение их трансформировать.

Самопознание становится базой для формирования представлений о собственной личности.

  1. Самоконтроль —  умение регулировать собственное эмоциональное состояние, действия, если они не совпадают с внутренними установками, не дают необходимого результата или конфликтуют с требованиями внешнего мира.
  2. Самооценка —  уровень принятия человеком своих качеств, личностных характеристик, любовь и уважение к себе. Уверенный человек обладает устойчивой адекватной самооценкой. Он способен принимать взвешенные решения, нести за них ответственность. Низкая самооценка проявляется в зависимости от чужого мнения, она сопровождается выраженным чувством вины и другими проблемами. Обладатель завышенной самооценки демонстрирует надменность и высокомерие.
  3. Принятие себя и своей уникальности, отказ от постоянной критики собственных поступков, самоуничижения. Самопринятие включает также уважение к себе, оно формируется, когда человек ставит перед собой цели и достигает их.
Читать далее:  Эмоциональный интеллект

Личность достаточно зрелая, если все 4 вида самосознания у нее достаточно развиты.

Особенности формирования самосознания

Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:

  • от рождения до 1 года —  ребенок получает первые знания о себе. Они заключаются в осознании физиологических потребностей в пище, уходе. Также младенец улавливает отношение к себе матери или другого значимого взрослого;
  • 2-3 года —  ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность, проявляет самостоятельность в пределах возрастных возможностей;
  • 4-7 лет —  знание о собственном теле и эмоциях усложняются, ребенок может распознать и понять истоки своих эмоций, физических реакций;
  • 8-18 лет — знания о себе усложняются и трансформируются под влиянием собственных достижений, а также в сравнении себя со сверстниками, человек приобретает устойчивые знания о собственной личности.

На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.

Самосознание  —  зачем изучать себя

Этапы развития самосознания

Самосознание развивается постепенно. На первом этапе человек научается выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя, как отдельный организм, индивидуальность. Затем формируется способность к самоконтролю и умение влиять на свои действия. Взрослея, человек учится сначала контролировать физиологические реакции, а позже  —  сознание.

На завершающем этапе формируется самопринятие, умение точно оценивать собственные возможности, положительные и негативные стороны личности.

Человек проходит от стадии отделения себя от другого (матери) до полной автономии.

Психологи предлагают такую периодизацию процесса развития самосознания в онтогенезе:

  • 0-8 месяцев —  происходит активное знакомство ребенка с собственным телом;
  • 8-12 месяцев —  ребенок активно изучает людей из ближайшего окружения, посторонних, у него появляются первое понимание, что он  —  другой;
  • после 1 года —  малыш стремится к автономии, у него параллельно с самостоятельностью возрастает ответственность. В деятельности ребенок принимает позицию субъекта, понимая, что он может манипулировать предметами, управлять их положением в пространстве;
  • с 3 до 6-7 лет —  ребенок активно изучает собственные реакции и реакции других людей во время взаимодействия. Он формирует поведенческие шаблоны, которыми пользуется в схожих ситуациях;
  • 6-7 лет — возникает понимание своей роли в обществе, ребенок учится следовать принятым нормам, руководствуется при этом уже собственными убеждениями;
  • 8-12 лет —  активно формируется самосознание, возникает понимание собственных возможностей;
  • с 13 до 18 лет —  подросток стремится глубоко изучить свою индивидуальность, а также сопоставляет представления о себе с тем, как он видит других людей. Формируется личностная направленность;
  • с 18 до 20 лет активно формируется воля, совершенствуется способность к самоконтролю, человек строит планы на жизнь. Он становится более независимым и объективным в суждениях, испытывает потребность в реализации своего потенциала.

Взрослость   —  время активной реализации задуманного. Личность проходит через кризисные периоды, во время которых становится еще сильнее или ослабевает. В старости происходит оценка достигнутого.

Нарушения самосознания

Неправильное разрешение личностных кризисов приводит к неадекватному восприятию себя. Специалисты выделяют несколько вариантов аномалий, которые возможны в ходе формирования самосознания. Они проявляются в самоощущении человека, а также влияют на его отношения с окружающими, восприятие мира в целом.

Читать далее:  Потенциал в человеке — как раскрыть свои способности

К нарушениям самосознания причисляют:

  • стремление избежать тесных межличностных взаимоотношений;
  • ощущение тревоги и страха перед будущим, взрослением, течением времени;
  • непродуктивные и хаотичные действия, трата потенциала и ресурсов впустую, неумение концентрироваться на конкретной цели и следовать плану для ее достижения;
  • нежелание определиться и лучше узнать себя, выбор деструктивных образцов для подражания.

Если представление человека о себе формируется по неблагоприятному сценарию, то это негативно отражается на личности. Человек становится неуверенным в себе, он боится отказа, имеет низкую самооценку. Такой тип самосознания опасен тем, что человек:

  • недостаточно уважает себя, это влияет на отношение к нему в социуме;
  • проявляет агрессию, асоциальное поведение;
  • не способен на решительные действия;
  • в трудных ситуациях занимает позицию приспособленца, может стать участником асоциальной группы или подвергнуться чужому влиянию;
  • неадекватно воспринимает внешность, не может дать объективную оценку себе и своим поступкам.

Самосознание  —  зачем изучать себя

Сбои в развитии самосознания также могут стать причиной зависимого поведения, искаженного восприятия себя. Нередко проблема приводит к эгоцентризму, а также становится базой для формирования психических расстройств.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Оля Оля
Оля Оля
7 дней назад

иногда нужно поговорить со своими тараканами

Горщарик Дарья
Горщарик Дарья
7 дней назад

Ага , некоторые и в 30 лет не знают свои планы на жизнь.. а написано в 18-20 уже знают. Смешно 🤣

Юли
Юли
6 дней назад

Занимаюсь самосознанием вечером в субботу под бокал хорошего красного вина 🍷

Добролинская Кристина
Добролинская Кристина
4 дней назад

Ага…вот делать нечего ещё сидеть и самосознанием заниматься

4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector