Выученная беспомощность

Что же такое выученная беспомощность? Наверняка в какой-то сфере своей жизни вы встречали кого-то и думали: «Как же пассивно! Почему ты ничего не делаешь? Почему ты не защищаешься? Почему это так заброшено? Разве это не ценится?» 

Выученная беспомощность

 

Есть люди, которые чувствуют, что НЕ МОГУТ, что есть аспекты их жизни, в которых они убеждены, что потерпят поражение, как они уже много раз делали раньше.

Скорее всего, этот человек в детстве не научился находить выход из неприятной ситуации и адаптировался к ней. Это называется — выученная беспомощность.

Что такое выученная беспомощность

Синдром выученной беспомощности — это чувство потери контроля, которое испытывают некоторые люди, связано с тем, что на протяжении всей своей жизни они видели события, которые, несмотря на усилия, направленные на то, чтобы все пошло не так, как они хотели или могли. И, в конце концов, оказались бесполезными, потому что кто-то другой выиграл битву.

Иногда, когда вы что-то делаете, вы не меняете результатов, в конце концов вы «бросаете полотенце» и позволяете жизни идти своим чередом.

Когда вы родились и выросли во враждебной среде, вы попытаетесь «приспособиться» к тому, что с вами происходит, особенно в детстве. Есть дети, у которых нет ресурсов, чтобы защитить себя. Которые, чтобы выжить в ситуации отсутствия контроля, они предпочитают чрезмерно приспосабливаться.

Эта беспомощность приводит к негативному влиянию на самооценку и серьезному снижению мотивации к изменениям, в результате чего воля человека оказывается подчиненной любому аспекту, не порожденному ею.

Это психологическое состояние обычно возникает, когда вы неоднократно переживаете ситуации, в которых ваши действия не производят желаемого эффекта, и вы чувствуете, что не можете что-то с этим поделать. Восприятие окружающей среды как неконтролируемой, независимо от наших действий — вот что вызывает это состояние.

Даже если позже эта ситуация изменится, вы по-прежнему будете верить, что лучше ничего не делать, потому что решение не было связано с вашими действиями. Таким образом, образ действий этих людей перед лицом невзгод ограничивается параличом, блокировкой, бегством, избеганием или просто невыполнением. Другими словами, человек пассивен перед лицом того, что происходит в его окружении, несмотря на то, что у него есть возможность попытаться помочь себе. Именно здесь установлена ​​наученная беспомощность.

Признаки

Одна из главных характеристик — чувство потери контроля и апатия. Ограниченная вера в то, что нельзя ничего сделать и изменить судьбу, потому что этого никогда не происходит. Постоянное чувство чувствуете, что все, что делается, не изменит результатов. Все это и есть — выученная беспомощность.

Человек, который чувствует, что бороться не за что и у которого есть собственное объяснение: «почему бы и нет», в конечном итоге становится жертвой или, в других случаях, слишком самоотверженным. Они перестают ценить себя, если они когда-либо ценили себя, и медленно исчезают с внутренней мантрой, которая постоянно повторяет: «это то, что нужно».

Выученная беспомощность — факторы формирования

Когда взрослый находится в ситуации жестокого обращения, когда избегание невозможно, даже не ожидание, человек учится приспосабливаться и выживать в этой ситуации, не защищая себя, потому что у него нет контроля, и он не будет его иметь.

Одна из характеристик женщин, подвергшихся побоям, которые страдают от ситуаций насилия, заключается в том, что агрессия носит случайный характер: агрессор видел это, не любил и поэтому бьет. Причина агрессии — приговор агрессора.

У агрессора нет модели, которая предвосхищает агрессию, поэтому это явный случай приобретенной беспомощности и очень часто выявляется у женщин и несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Чтобы приобретенная беспомощность усвоилась, могли или должны произойти следующие  ситуации:

 

синдром выученной беспомощности

Эта беспомощность приводит к негативному влиянию на самооценку и серьезному снижению мотивации к изменениям, в результате чего воля человека оказывается подчиненной любому аспекту, не порожденному ею.

Профилактика синдрома выученной беспомощности у детей

Дети — легкие жертвы, они не могут защитить себя от агрессии (чего не должно происходить), потому что они не знают, как это делать, они не обучены физически, эмоционально или умственно.

Например, когда ребенок смиряется с насилием, это происходит потому, что в какой-то момент — он понял, что не может или не должен этого допустить.

Вот почему важна роль родителей и взрослых, находящихся в их ближайшем окружении, чтобы ребенок мог научиться избегать неприятной ситуации.

Как взрослые, воспитывающие наших детей, мы должны внимательно относиться к следующим жизненно важным аспектам детской психики:

Выученная беспомощность

Как избавиться от выученной беспомощности

  • У детей:

Искоренять чувство беспомощности путем повышения самооценки. Первым и главным является обеспечение того, чтобы дети в раннем возрасте осознали свои способности, чтобы наделить их полномочиями: направлять их к стратегиям обучения для решения возникающих на пути трудностей и учить их проявлять стойкость перед лицом невзгод.

Дети должны иметь опыт контроля в раннем возрасте, чтобы строить свой внутренний мир, не будучи обусловленным ненужными наказаниями и запретами. Дети должны чувствовать себя в надежной среде.

  • У взрослых:

Чтобы укрепить утраченное доверие к человеку, который долгое время жил в невозможности контролировать ситуацию. Выяснить, в каких вопросах действительно ситуация контролируется, даже если это не осознано, и укрепить это.

Поискать в жизни человека области, которые он контролирует, даже если они просты. Например: расписание, для того, чтобы отвезти племянницу в школу, сделать покупки, чтобы приготовить и поесть позже, соблюдение гигиены, обязательства, которые могут быть перед семьей, и т. д.

Определение проблемы, которые контролируются , укрепить их, то есть необходимо придать им ценность и, наконец, обрети уверенность, чтобы решиться на новые вопросы, которые являются более эмоционально дорогостоящими для человека.

Выученная беспомощность

Выученная беспомощность — ее феномен и научное обоснование

Феномен выученной беспомощности был открыт случайно, как и многие другие вещи, в 1967 году в рамках исследования Овермьера и Селигмана о классической обусловленности страха.

Он всего в течение одного дня наблюдал за поведением 3 групп собак при следующих условиях эксперимента (к счастью, подобные эксперименты на собаках сейчас запрещены):

  • Группа 1:

Собак пытали электрическим током, и у них была возможность сбежать, прикоснувшись к рычагу, открывавшему путь в безопасное пространство. Животные очень быстро усвоили это поведение и использовали его сразу после возникновения шока.

  • Группа 2:

Собаки второго оказались во власти поражения электрическим током. Они получили те же удары, что и группа 1, но без какого-либо механизма, который давал бы возможность спастись, чтобы спастись от удара.

  • Группа 3:

Третья группа служила контрольной группой. Предварительных испытаний на этих животных не проводилось.

Результаты эксперимента:

В основном эксперименте животные должны были научиться прыгать в другую половину клетки в ответ на световой сигнал, оповещающий о поражении электрическим током.

Теория выученной беспомощности М.Селигман:

На животных в первой группе и контрольной группе были усвоенное поведение избегания после нескольких испытаний, в то время как в второй опытной группе, испытывая , что они не могли избежать удара электрического тока, что они делали, в конечном итоге терпеть стимулы боли без сопротивления и они перестали пытаться сбежать и избежать поражения электрическим током.

В опыте контролируемости эксперимента собаки из второй группы осознали, что нет смысла сопротивляться болевым раздражителям. Они приобрели выученную беспомощность.

Примеры выученной беспомощности

Марк — 27-летний юноша, выросший как старший сын в семье, где у его брата Кирилла (25 лет) с детства было много проблем с поведением, вероятно, из-за недиагностированного расстройства аутистического спектра.

Его отец занимался перевозками и проводил мало времени дома. Из-за проблем Кирилла он не хотел встречаться с семьей, потому что было очень трудно жить с ребенком, который кричит, злится и на которого постоянно жалуются учителя и родители в школе.

Марку пришлось пережить детство, когда каждый день Кирилл был в центре внимания, с измученной матерью и отсутствующим отцом.

Марк вырос в убеждении, что то, что с ним произошло, не имеет значения. Что есть другие люди с более важными проблемами, чем у него. И их проблемы требуют более срочного решения.

В 27 лет он стал человеком, который не выходил из дома, кроме как, на работу кладовщиком в универмаге. У него не было ни друзей, ни девушки, и он много лет находился в депрессии. Он не считал, что заслуживает чего-то большего, чем то, что имеет, что делало его крайне несчастным, хотя для него это было нормально.

Это пример, когда беспомощность уже наступила. Это момент, когда вам кажется, что делать нечего, и когда кажется, что все в руках судьбы. Если посмотреть на это со стороны, то, очевидно, что пассивность не поможет достичь цели. Оставаться дома — не вариант. Именно здесь нужно развить новые навыки, которые позволят продолжить поиск смысла жизни, другим способом, с другими ресурсами, в других местах. Как бы то ни было, просто необходимо избегать беспомощности, которая не только оставляет бездеятельным, но и может дать возможность развить депрессивные или тревожные симптомы, что еще больше затруднит достижение целей.

Для выхода из состояния беспомощности очень важно сформировать позитивные ожидания относительно результата поведения, которое будет в будущем, чтобы понимать, каких именно изменений можно достичь, благодаря усилиям. И, прежде всего, что контроль находится в самом человеке, а не в окружающей среде.

Любое усвоенное поведение можно изменить. Чтобы добиться перемен, нужно «стереть» эту беззащитность. Для этого нужно будет изучать альтернативные модели поведения, которые помогают постепенно разрешать конфликты и чувствовать себя способным изменить неприятные ситуации, возникающие в нашей жизни. Иногда необходимо приобрести новые инструменты или навыки, которые помогут нам достичь наших целей.

И если мы будем совершенствовать и ценить небольшие успехи в том, чего не умели делать раньше, мы выгравируем в своей психике новое «Я» с большей самостоятельностью и осознанностью.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пользователь
Пользователь
3 лет назад

Не знала о таком термине, но интересно ?

Селивончик Ульяна
Селивончик Ульяна
3 лет назад

Эта беспомощность бывает и у взрослых. С детства так скажем

Маша
Маша
3 лет назад

И я такая же…всегда боюсь начинать новое…думаю что не выйдет…

Берчук Алена
Берчук Алена
3 лет назад

С такой проблемой только к психологу!!!

Богдан Вероника
Богдан Вероника
3 лет назад

Хихих ))) а у меня как только маленькая сложность на работе сразу бросаю и ухожу .работаю максимум по 3 месяца

Инесса
Инесса
3 лет назад
Ответить на  Богдан Вероника

И я такая же. Тяжело мне очень…и не знаю как избавиться. Вечно жалею себя ((

Хивук Леся
Хивук Леся
3 лет назад

Статья полезная!

Вероничка
Вероничка
3 лет назад

И если мы будем совершенствовать и ценить небольшие успехи в том, чего не умели делать раньше, мы выгравируем в своей психике новое «Я» с большей самостоятельностью и осознанностью.

замечательные слова ??

Бровицкая Елена
Бровицкая Елена
2 лет назад

И опять же все идёт с детства)

Vvv
Vvv
2 лет назад

Меня ребёнком много ругали без повода, игнорировали по многу дней, наказывали несправедливо , не спрашивая вообще …

trackback

[…] (подробнее об этом можно прочитать в нашей статье  «Выученная беспомощность» […]

11
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x