src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/js/adsbygoogle.js?client=ca-pub-3068023007872121" crossorigin="anonymous">

Зона ближайшего развития

Зона ближайшего развития  —  это термин, введенный в первой половине прошлого века Л.С.Выготским. Советский психолог считал, что между процессом развития и обучения есть тесная связь. Обучение дает необходимый результат, когда оно на шаг опережает развитие. По мнению ученого, обучение способно активизировать функции, которые только вызревают.

обучение и зона ближайшего развития

Определение понятия зоны ближайшего развития

Нет ни одного человека, который бы с первого раза сел на двухколесные велосипед и поехал или, не имея никаких знаний, начал бы разговаривать на иностранном языке. Чтобы овладеть какими-либо навыками и раскрыть свой потенциал необходимо, чтобы сформировались соответствующие умственные процессы.

понятие зона ближайшего развития

Понятие “зона ближайшего развития” (ЗБР) применяется, когда речь идет об обучении детей. Термин подразумевает наличие определенных психических функций, навыков и умений. Они должны сформироваться, “вызреть”  —  только тогда ребенку удается справляться с заданиями, не обращаясь за помощью к более знающему, опытному человеку.

Формирование ЗБР происходит как  результат совершенствования когнитивных процессов:

  • мышления;
  • памяти;
  • речи;
  • счета;
  • перцептивных способностей.

Они развиваются постепенно  —  сначала в тесном взаимодействии с другим, более взрослым и опытным человеком, а позже  — переходят на уровень внутренних психических процессов.

Зона ближайшего развития  включает в себя те задачи, с которыми ребенок еще не способен справиться полностью самостоятельно, но он может решить их, если ему помочь. Согласно концепции Выготского, то, что ребенок делает с помощью взрослого сегодня, завтра он сможет сделать полностью самостоятельно. Навык переходит из ЗБР на более сложный уровень  —  актуального развития.

Переход способности на новый уровень дает возможность осваивать новые знания и навыки, развиваться далее. Уверенное владение уже освоенными знаниями и навыками становится базой, на которую опирается развитие новых, более сложных.

Наличие зоны ближайшего развития —  основной фактор, способствующий обучению. Оно может быть построено на уже пройденных этапах развития (в пределах зоны актуального развития) или в нем фокус направлен на те функции, которые еще только созревают  —  зону ближайшего развития. Считается, что больших успехов при обучении можно добиться, если ориентироваться на диапазон, находящийся между уже освоенными знаниями и зоной ближайшего развития.

Важно понимать, что выставлять завышенные требования к обучающемуся нельзя. Ребенок (или взрослый), от которого требуют большего, чем он знает и умеет, сталкивается со всевозможными сложностями. У него возникает негативизм, пропадает мотивация к дальнейшему обучению, снижается работоспособность. В некоторых случаях возможны даже проблемы со здоровьем.

Концепция более осведомленного другого

Смысл понятия “более осведомленный другой” очевиден. Тот, кто больше знает и умеет, обладает более развитыми способностями, чем обучающийся,  является “более осведомленным другим”.

Под руководством более осведомленного другого (учителя, родителя, наставника или более опытного товарища) происходит обучение и актуализация функций в зоне ближайшего развития.

зона ближнего развития ребенка

Особенности взаимодействия с социумом

Под термином “более осведомленный другой” не всегда имеется в виду учитель или наставник. Контактируя со сверстниками или немного более старшими детьми, малыши перенимают опыт и знания.

Для подростков возрасте влияние сверстников тоже играет большую роль в развитии. Мальчики и девочки в этот период часто обращаются к одногодкам, если хотят разобраться в тех вопросах, которые им неудобно обсуждать с родителями или в которых они считают своих сверстников более компетентными.

По мнению Выготского, новые знания воспринимаются легче и лучше усваиваются, если у детей есть возможность взаимодействовать со сверстниками. Для освоения новых навыков ученый предложил формировать группы учеников, в состав которых входят участники с высоким уровнем знаний и менее компетентные.

Как применяется зона ближайшего развития в процессе обучения

Развитие происходит активно, если ученик получает помощь. Она может быть предложена более опытным человеком в виде инструкции, инструментов и ресурсов, демонстрации правильных действий. По мере того, как ученик овладевает знаниями и совершенствует навык, помощь должна минимизироваться и постепенно сойти на нет.

Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о том, что обучение играет основную роль в развитии умственных способностей ребенка. Если ориентироваться на понятие о зоне ближайшего развития, то в дошкольном и школьном обучении преподаватели должны ориентироваться на те функции, которые почти созрели, а не на те, которые уже развиты в достаточной мере. Умение распознать функции, которые находятся на стадии созревания, позволяет составить правильный прогноз и направить усилия по развитию ребенка в нужное русло.

Чтобы понять, как применять концепцию зоны ближайшего развития на практике, стоит обратить внимание на такие факты:

  • феномен зоны ближайшего развития не является статичным. Она постоянно меняется и двигается вперед по мере того, как ученик овладевает новыми знаниями и совершенствует навыки;
  • педагоги, родители могут пользоваться пластичностью зоны ближайшего развития за счет предоставления ребенку новых возможностей, стимулируя его к постоянному увеличению объема знаний и умений;
  • в силах учителей, родителей активизировать процесс овладения знаниями —  для этого нужно ставить перед учениками задачи, с которыми они могут легко справиться без посторонней помощи, но при этом самим оставаясь рядом и, если понадобится, помогая.

Так, давая новое задание ученикам, учитель сначала показывает пример его выполнения, затем предоставляет подопечным возможность справиться с ним самостоятельно, но если у них возникают трудности, он помогает решить их. В результате ученики приобретают способность справляться с заданием без помощи со стороны.

зона ближнего развития

Рекомендации по применению концепции “зоны ближайшего развития” с целью обучения

На практике концепция зоны ближайшего развития реализуется через совместную деятельность взрослого и ребенка. В результате ребенок приобретает новые знания, умения, развивается и взрослеет. Чем шире диапазон совместных занятий, тем выше шансы на максимально полную реализацию природного потенциала менее опытного участника взаимодействия.

Чтобы совместные занятия были эффективными, не истощали ребенка эмоционально и физически, важно выбирать их, исходя из реальных его возможностей. Для маленьких детей обучение должно проводиться с включением игровых элементов, шуток, для учеников средней и старшей школы оно должно тоже преподноситься так, чтобы вызвать интерес. Крайне важно, чтобы занятия имели положительную эмоциональную окраску.

Родителям, учителям, занимающимся с детьми, стоит придерживаться несложных правил, которые способствуют появлению изменений в пределах зоны ближайшего развития:

  • перед началом обучения провести диагностику зоны ближайшего развития и сформированности навыков;
  • расширять границы зоны ближайшего развития до тех пор, пока приобретенные знания не перейдут в разряд актуального развития;
  • проявлять заинтересованность в общении с ребенком;
  • задавать открытые вопросы, на который ребенок может дать развернутый ответ;
  • излагать новый для ребенка материал доступным для него языком, так, чтобы он смог понять суть задачи;
  • помнить, что максимального эффекта от обучения удается добиться, если оно соответствует зоне ближайшего развития;
  • не стоит помогать выполнять те действия, которые уже хорошо усвоены, отточены и перешли в разряд зоны актуального развития;
  • следить, чтобы темп обучения соответствовал темпу, с которым ребенок воспринимает новые знания. Не стоит сравнивать его с тем, как быстро развиваются другие дети. Нужно акцентировать внимание на сильных сторонах ребенка и качестве усвоенных им знаний.

Передавать опыт и знания может не только взрослый  —  в роли учителя может выступать сверстник или просто тот, кто обладает более глубокими знаниями и умеет больше.

Применение концепции о зоне ближайшего развития для собственного обучения

Многие взрослые учатся на протяжении всей жизни, но сами этого даже осознают этого. Они давно вышли за рамки зоны ближайшего развития, очерченные концепцией Выготского, но все же остаются в роли учеников.

Знание собственной ЗБР позволяет сделать обучение более эффективным. Так, попытки освоить новый язык без уже имеющейся базы не дадут нужного результата. Если же начать с азов и двигаться в изучении иностранного языка постепенно, знания будут накладываться на уже имеющуюся базу, новый материал будет более понятным.

При самообучении важно придерживаться принципа поэтапности и переходить от простых к более сложным пособиям.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ритка
Ритка
1 месяц назад

Очень интересно!10+++*

Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна
22 дней назад

Рекомендую к прочтению всем родителям!

Блок Даша
Блок Даша
13 дней назад

Приму к сведению)))

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector