Эмоции сопровождают человека каждую секунду его жизни. Иногда они оказываются приятными и несут функцию поддержки, а иногда полностью захватывают весь мыслительный процесс, делая невозможным адекватное восприятие реальности. И в каждом отдельном случае речь идет о взаимодействии эмоций и интеллекта. Однако существует и такое понятие, как «эмоциональный интеллект».
Интеллект — это способность человека размышлять, решать какие-либо задачи, перерабатывать информацию и использовать новый опыт для саморазвития. Тогда как эмоции отвечают за перемены в настроении, которые вызываются внешними факторами и раздражителями. К примеру, плохие новости вызывают у человека раздражение, тревогу, а предстоящие хорошие события неизменно вызывают волнение. Все это — факторы, под которые адаптируется тело человека.
Не идти на поводу у эмоций и пользоваться ими для собственного блага человек может благодаря эмоциональному интеллекту. Этот термин (от англ. emotional intelligence) означает навык человека, при котором он осознает эмоции, может ими управлять и даже считывать их у самого себя всех, кто входит в ежедневное окружение.
Эмоциональный интеллект как понятие
Понятие эмоционального интеллекта ввел в конце 90х психолог из США Дэниел Гоулман. Но еще до официального признания этого термина, существовал также термин “социальный интеллект”, который означал способность людей адаптироваться под свое окружение и спокойно воспринимать собеседников, умея прятать некоторые эмоции и видеть, каков настрой окружающих.
Исследования, которые провёл Гоулман, показали, что люди, у которых развит эмоциональный интеллект, имеют хорошее психическое здоровье, обладают лидерскими навыками и проявляют себя как высокоэффективные работники. При этом именно за лидерские навыки и отвечает эмоциональный интеллект. В профессиях, которые напрямую связаны со стрессом умение совладать с собственными эмоциями и высокий эмоциональный интеллект ценится порой выше любых других знаний.
“Измените своё внимание, и вы измените эмоции. Измените эмоции, и изменится внимание”
Фредерик Додсон
Что в психологии значит эмоциональный интеллект
Сегодня тысячи специалистов рассматривают эмоциональный интеллект как одну из наиболее сильных способностей человека. Она легко поддается коррекции и развитию, даже если изначально слабо развита.
За всё время психологических исследований 20-го века появилось несколько теорий, об эмоциональном интеллекте. Создатели — ведущие психологи мира, расписали основные факторы, которые отвечают за симбиоз интеллекта и эмоционального настроя.
Модель эмоционального интеллекта Гоулмана
Дэниел Гоулман подразделяет эмоциональный интеллект на 4 составляющих:
- Самосознание. Это навык, позволяющий анализировать человеческие эмоции и интуицию. Это осознание, какие стороны личности считать сильным, и где находится предел возможностей. Кроме того, самосознание характеризуется чувством за себя и реальной оценки своих талантов
- Самоконтроль. К этой составляющей эмоционального интеллекта относится умение брать под контроль де1структивные эмоции и порывы. Люди, обладающие самоконтролем, умеют быстро адаптироваться в любой ситуации, умеют ловить возможности, обладают надежностью и честностью, и умением позитивно оценивать происходящие события.
- Социальная чуткость. Эта составляющая проявляется в особом таланте — слышать чувства окружающих, вставать на их место и принимать участие в их жизни и помогать им. Для людей, которые находятся на руководящей должности чуткость проявляется также в понимании иерархии в коллективе и умении удовлетворять требования покупателей или подчиненных
- Управление взаимоотношениями. Эта составляющая эмоционального интеллекта характеризуется чертой, при которой человек мотивирует окружающих и может кого угодно заставять идти за собой. Такие люди обладают даром убеждение, способностью быстро разрешать разногласия в коллективе, поддерживать социальные связи и создавать команды единомышленников.
Модель Гоулмана показывает, как важно стимулировать человек развивать его личностные качества, которые впоследствии способствуют достижению успехов во многих сферах.
Эмоциональный интеллект в модели Майера — Саловея-Карузо
Специалисты из США Майер и Саловей Карузо разработали собственную модель эмоционального интеллекта. Работа над ней велась много лет. А в итоге получилась новая теория, которая включает четыре составляющих.
- Оценка эмоций и восприятие. Авторы концепции считают, что это суть развития эмоционального интеллекта, которая заключается в способности отличать эмоции и осознавать их содержание. Для подтверждения своей теории психологи привели пример выражения грусти или счастья на лицах других людей. Эти выражения одинаковы у всех людей, а значит их можно распознать. У детей эмоции считываются легко, поскольку те еще не научились их прятать. Взрослые люди все эмоциональные проявления пытаются скрыть, однако микровыражения всё равно их могут выдать.
- Использование эмоций для собственной эффективности. По мнению психологов этот компонент заключается в осознании силы эмоций и использовании их себе во благо. Человек учится удерживать концентрацию на главных него задачах. При положительном настрое к ним человек более эффективно начинает работать. Даже мозг человека становится более активным, если человек позитивно настроен.
- Понимание эмоционального фона. Это умение человека видеть причину и очаг возникновения той или иной эмоции, осознавать отличие мыслей от эмоциональных порывов и эмоций. По мнению авторов концепции, человеку важно научиться любую эмоцию воспринимать, как носитель данных. Если человека сковал страх, он может выбрать, каким образом на него реагировать — атаковать, цепенеть от страха или бежать от него. Некоторые эмоции способны трансформироваться. Также человек может заметить, как силой мысли изменить чувственный настрой
- Оценивание эмоционального фона. Заключается в том, что человек использует эмоции как ступени для достижения личных результатов. Но чтобы начать контролировать эмоциональный настрой, как свой, так и других людей, нужно пребывать в постоянном состоянии осознанности оно позволит сохранять спокойствие и наблюдательность.
В психологии эмоциональный интеллект рассматривается наравне с еще одним понятием, изучающим взаимосвязь разума и эмоций. Оно называется коэффициент эмоциональности, или emotional quotinent. Его ввел психолог и журналист Рувен Бар-Он.
Ученый представил целую структуру, которая состоит из симбиоза особенностей. Все они в совокупности и становятся определяющим фактором, как в дальнейшем будет себя вести человек. Бар-Он взяв в качестве примера коэффициент интеллекта IQ и обозначил коэффициент эмоциональности буквами EQ.
Модель Рувена Бар-Она включает несколько основных компонентов:
- самопознание;
- навыки взаимодействия с людьми;
- возможность адаптироваться в разных обстоятельства;
- умение легко выходить из стрессовых ситуаций;
- способность управлять настроением.
Почему эмоциональный интеллект важен
Самообладание в мире, где человека постоянно сопровождает стресс, является очень важным свойством. Но, многие люди застревают на уровне, когда эмоции одерживают верх над разумом, лишая человека способности здраво рассуждать. И если детям можно с младенчества привить навыки осознания чувств и управления эмоциями, то развитие эмоционального интеллекта взрослых людей — процесс более трудоемкий. И начинать его важно с разделения чувств и эмоций.
Эмоции | Чувства |
Эмоция — это кратковременный импульс, с помощью которого человек реагирует на внешние раздражители. Мелкие неприятности вызывают такие же мелкие вспышки эмоций. Они как спичка вспыхивают и моментально сгорают, уступая место другим эмоциям. | Чувства — это длительное и устойчивое отношение к явлению или человеку. Чувства имеют свойство устанавливать тесную эмоциональную привязанность к объекту или явлению, которая может продолжаться довольно длительное время. |
Эмоции не всегда можно осознать. Иногда человек не может понять, какую именно эмоцию он чувствует. Часто это целый набор разных оттенков одного и того же состояния. | Чувства всегда имеют четкое осознание и описание. Человек всегда понимает, что дружба это дружба, счастье это счастье, а любовь это любовь. |
Эмоции сложно скрыть и контролировать. Неожиданная вспышка гнева или сраха обязательно отражаются на лице, даже если человек не хочет их проявлять. | Чувства возникают в глубине сознания, и существуют там, невидимые для окружающих. Человек может их скрывать и контролировать. |
Составляющие эмоционального интеллекта
Начиная изучать собственный эмоциональный интеллект, стоит помнить, что он делится на два вида: внутриличностный и межличностный интеллект.
Внутриличностный интеллект
По сути, это ряд характеристик, по которым можно определить как человек сам к себе относится:
- Самосознание — поиск своих личных способностей, осознание сильных и слабых черт личности, которые влияют на окружающих.
- Саморегуляция. Заключается в способности распоряжаться своими эмоциональными состояниями, уметь фокусироваться на них. Кроме того, этот навык позволяет быстро справляться со стрессом и находить решение в сложных вопросах.
- Самомотивация. Это умение зарядиться внутренне для достижения поставленных задач и способность поддерживать силу, настойчивость и позитивное настроение при достижении цели.
- Самоподкрепление. Заключается в добром восприятии себя при любых обстоятельствах. Умение хвалить себя собственную личность и придумывать себе вознаграждение, всегда держа в душе положительный жизненный настрой.
Межличностный или интраперсональный интеллект
Это, по сути, целый набор навыков и различных умений, которые формируют взаимоотношение человека с окружающими. Основные навыки:
- Эмпатия. Заключается в возможности слышать и осознавать эмоции окружающих, осознавать мотивы поступков и сопереживать им. Эмпатия позволяет подавлять конфликты еще до их возникновения. Этот навык не является врожденным, его воспитывают с детства. Обязательные условия для его развития — воспринимать людей такими, как они есть, при этом уметь представить себя в роли другого человека, не растворяясь в нем и сохраняя собственную индивидуальность.
- Социальные навыки. Они позволяют положительно общаться с другими людьми, независимо от их оценок, не поддаваясь на слухи и их попытки изменить собственное решение. Также эти навыки позволяют человеку сохранять положительное отношение к себе и при конфликтной ситуации защищать собственные интересы.
Уровни эмоционального интеллекта
От условий взросления, воспитания и отношений в семье, у каждого человека зависит и то, на каком уровне эмоционального интеллекта он будет. Средних значений здесь быть не может. То есть, интеллект может быть либо высоким, либо низким. Определяются этим уровни с помощью следующих характеристик.
Человек, обладающий высоким эмоциональным интеллектом:
- осознает собственные эмоции и может их интерпретировать;
- умеет вести себя так, чтобы его эмоции не ранили других;
- стремится развиваться и развивать внутренний мир;
- умеет создавать мотивационное настроение.
Человек, обладающий низким эмоциональным интеллектом:
- не уверен в свои силах;
- раздражителен и конфликтен;
- не умеет сдерживать эмоции;
- стремится всех и всё держать под контролем.
Если в жизни человека преобладают характеристики из второго списка — это явный сигнал к тому, чтобы начать развивать себя.
Как использовать эмоциональный интеллект
Высокий эмоциональный интеллект позволяет человеку контролировать всю чувственно-эмоциональную составляющую жизни. Таким образом возникает некое равновесие. Оно позволяет человеку добиваться результатов во всех сферах жизни, сохраняя при этом чувство стабильности, хорошие отношения с окружающими и позитивный настрой.
Обладание эмоциональным интеллектом позволяет держать под контролем все события и обстоятельства жизни. Проверить, высок ли этот уровень можно простым способом. Показывающий высокий EQ люди, проявляют:
- доверие;
- любопытство;
- осознанность намерений;
- самоконтроль;
- креативность;
- способность поддерживать общение, улучшать связь с людьми, развивать в себе эмпатию и любовь к ближним.
Обладая этими навыками, можно использовать эмоции как инструмент, налаживающий связи и улучшающий собственное самоощущение.
Тренировка эмоционального интеллекта
Если человеку все еще сложно контролировать эмоции, а некоторые навыки оставляют желать лучшего, то можно самостоятельно развить эмоциональный интеллект. Для этого нужно разделить самообучение на несколько этапов.
- Изучение эмоций. На первом этапе важно понять, что такое эмоции, как они возникают, как развиваются, и каким образом их можно использовать себе во благо.
- Понимание местонахождения эмоций. Этот этап занимает достаточно много времени, но позволяет человеку научиться прислушиваться к себе и собственному телу. Оно часто даёт подсказки, какую именно эмоцию испытывает человек. Например, выполнение отражается в грудной клетке, а от злости может заболеть голова.
- Регулировка эмоций. На третьем этапе нужно научиться управлять эмоциями. В этом помогут постоянные тренировки. Главная среди них — наблюдение за собой в разных ситуациях. Важно запомнить свое поведение и попытаться его изменить, если оно деструктивно.
- Обучение взаимодействию с социумом. Главным образом этот этап заключается в развитии эмпатии. То есть, навыков сочувствия окружающим и их поддержки.
Чтобы эффективно управлять эмоциями, нужно постоянно практиковаться. В этом помогут различные методы развития эмоционального интеллекта и упражнения.
- Работа с телом. Этот метод позволяет незаметно для окружающих управлять собственными эмоциями с помощью тела. Например, сжимать и разжимать кулаки, или привстать на цыпочки несколько раз. Когда трудно сдерживать эмоции, эти методы помогут незаметно охладить пыл и сохранить спокойствие.
- Список проблем. Эта техника заключается в составлении списка всех неприятностей, которые в последнее время тревожат. После окончания составления списка, нужно приступать к решению всего написанного. По мере решения эмоции будут постепенно отступать на второй план, а позитивное отношение к жизни станет основным ощущением.
- Эмоциональный мотиватор. Эта практика создана для тех, кто плохо ладит с окружающими. Она заключается в составлении списка и дальней реализации различных методов поддержания духа азарта и веселья в коллективе. Даже если раньше человек был закрытым и закомплексованным, то для дальнейшего развития стоит сделать первый шаг и постепенно начать раскрываться.