Информация через годы — как работает долговременная память

Воспоминания о событиях многолетней давности, приобретенные когда-то знания и впечатления — все это перерабатывается, накапливается и в любой момент может быть актуализировано. Долговременная память (ДВП) особенно надежно сохраняет и с легкостью выдает информацию, если она была тщательно проработана, повторена много раз.

Информация через годы — как работает долговременная память

Что это такое

Существует несколько определений долговременной памяти. С точки зрения нейрофизиологии ДВП — это способность всех организмов, имеющих нервную систему, обучаться и запоминать информацию.

Длительное и качественное хранение знаний, при котором выученная информация максимально сохраняет объем и точность, обеспечивается за счет сложных биохимических процессов и формирования надежных нейронных связей.

Долговременная память с позиции психологии — высшая психическая функция. Благодаря ей информацию можно:

  • накапливать;
  • удерживать;
  • сохранять;
  • воспроизводить.

Говоря о том, что такое долговременная память, важно не разделять психологическое и нейрофизиологическое видение — они дополняют друг друга.

За долговременную память отвечает гиппокамп. Этот отдел головного мозга переводит все полученные знания из хранилища кратковременного в долговременное. Гипокамп также отвечает за пространственную ориентацию. Известно, что у людей, которые хорошо ориентируются в новой для них местности, способны запомнить ее и сопоставить с картой, более развита долговременная память, чем у тех, кто плохо ориентируется.

Долговременная память состоит из нескольких уровней. Сенсорный, кратковременный, долговременный уровни отличаются механизмами, которые обеспечивают запоминание и длительное хранение материала.

Алгоритм формирования воспоминаний в ДВП выглядит так:

  1. информация воспринимается на уровне органов чувств, обрабатывается в течение долей секунды;
  2. отправляется в кратковременное хранилище на 30 секунд;
  3. перемещается на долговременное хранение в архив.

Процесс формирования ДВП:

  • кодирование (запоминание);
  • архивация;
  • воспроизведение воспоминаний.

Способность человека запоминать и удерживать информацию в течение долгого времени не имеет ограничений. То, насколько точно и в каком объеме запомнится материал, как долго он будет сохраняться, зависит от способа запоминания (кодирование информации), ее структурированности.

Перемещение информации в долговременное хранилище происходит при условии, что материал тесно связан с эмоциями. Повышает эффективность запоминания также наличие стойкой мотивации и понимание цели, зачем нужно запомнить что-либо.

Осмысленность запоминания проявляется в способности:

  • контролировать, анализировать и структурировать информацию;
  • находить и выделять основные мысли;
  • устанавливать логические связи между отдельными фрагментами;
  • повторять информацию несколько раз.

У человека с хорошо развитой и неповрежденной из-за патологий и травм центральной нервной системой долговременная память удерживает большой объем информации в течение десятилетий. Неспособность удерживать воспоминания надолго ведет к нарушению целостности личности. Такая проблема возникает из-за неправильного кодирования и неумения воспроизводить запомненное. При регулярных тренировках удается преодолеть проблему.

Причиной нарушения долговременной памяти может быть амнезия, возникшая после травмы или стресса. В такой ситуации прогнозировать последствия нарушения невозможно.

Немного истории

Процессы формирования и закрепления воспоминаний интересовали ученых издавна. Еще Аристотель в Древней Греции выдвинул гипотезу о том, что объекты испускают материальные частицы, затем они проникают в голову и оставляют отпечаток на мозге, как на глине.

Активным изучением нейрофизиологических основ памяти ученые занялись в начале 20 века. И.Павлов выявил основные механизмы формирования и закрепления новых связей. Физиолог описал условия возникновения связей, предпосылки для их удержания в учении о высшей нервной деятельности.

Механизмам перемещения информации из кратковременного хранилища в долговременное нейрофизиологи уделяли много внимания в середине 20 века, но до сих пор это вопросу остается дискутабельным.

В 2011 году американские ученые воссоздали цепь нейронов, которая является основой долговременной памяти. Проведенные исследователями эксперименты показали, что входящий сигнал в течение 10 минут формирует прочные соединения, которые долго не распадаются и сохраняются в мозговых структурах всю жизнь.

Информация через годы — как работает долговременная память

Нарушения долговременной памяти

Неумение кодировать входящую информацию правильным способом — нарушение долговременной памяти человека, которое поддается коррекции. Более сложное нарушение — амнезия. Эта патология ухудшает работу гиппокампа и возникает на фоне очень сильного эмоционального потрясения либо черепно-мозговой травмы.

Причины нарушения памяти

Нарушается долговременная память на фоне проблем физиологического характера:

  • острой или хронической интоксикации — алкогольной, наркотической, медикаментозной (или отравления другими ядами);
  • нарушения мозгового кровообращения при атеросклерозе, инсульте;
  • опухоли мозга;
  • болезни Альцгеймера;
  • умственной отсталости на фоне генетических аномалий, патологий беременности.

К психическим причинам ухудшения памяти относится:

  • длительный стресс;
  • невротическое состояние;
  • переутомление, нарушение сна;
  • интенсивные эмоциональные, интеллектуальные нагрузки;
  • психологические травмы;
  • депрессия.

Физическое или эмоциональное истощение тоже могут вызвать трудности с запоминанием информации, провалы в памяти.

Симптомы

Заподозрить нарушение долговременной памяти позволяют характерные симптомы:

  • человек с трудом запоминает — ему сложно сохранять и вспоминать даты, стихи, другой материал;
  • не удается вспомнить, что происходило в прошлом — не слишком давно и много лет назад, в памяти есть провалы;
  • сознание спутанное, причинно-следственные связи нарушенные;
  • возникает забывчивость в привычных ситуациях (человек забывает сделать запланированное);
  • снижаются интеллектуальные способности и падает работоспособность;
  • заметна невнимательность, есть сложности с концентрацией и удержанием внимания;
  • возникает растерянность в привычных ситуациях.

Проявления нарушений долговременной памяти могут возникать изолированно от других и нарастать в течение долгого времени, но иногда возникает сразу несколько симптомов в короткий промежуток времени.

Проблемы с долгосрочной памятью отражаются на всех ключевых аспектах жизни человека. Забывчивость приводит к непониманию с близкими, проблемам на работе из-за некачественного выполнения заданий и неспособности сконцентрироваться. При амнезии человек не может вспомнить важных фактов о себе, собственной жизни, на фоне этого возникает социальная дезадаптация.

Информация через годы — как работает долговременная память

Разновидности долгосрочной памяти

Долгосрочная память делится на несколько кластеров:

  • автобиографический — ответственный за удержание событий из собственной жизни в течение долгого времени;
  • репродуктивный — позволяет вспомнить сохраненную ранее информацию;
  • ассоциативный — задействует для кодирования информации функциональные связи между объектами, которые необходимо запомнить.

По доступности выделяют 2 основных вида памяти — имплицитную и эксплицитную. Их особенность в том, что одновременная работа этих видов памяти невозможна.

Имплицитная

Этот вид долговременной памяти направлен на неосознанное сохранение информации без вербального отображения. Имплицитная память задействована, когда необходимо принять решение или действовать автоматически, используя хорошо отработанные навыки. Имплицитная память считается основой, на которой формируется интуиция. Если человек неосознанно запомнил какую-либо информацию, она актуализируется и становится “подсказкой” в нужный момент.

Эксплицитная

Этот вид ДВП формируется посредством осознанного, целенаправленного повторения материала.

Сравнение с кратковременной памятью

Кратко- и долговременная память работают в тесном взаимодействии. Все информация сначала поступает в область кратковременной памяти, а затем передается в долговременное хранилище.

Такой двухступенчатый алгоритм сохранения информации необходим для того, чтобы ненужная отсеялась еще не первом этапе и не перегружала долговременное хранилище.

Информация, поступившая в кратковременную память, остается там около 30 секунд, ненужная исчезает, а важная — переходит на следующий этап. Долговременная память представляет собой хранилище важной информации, которая была эмоционально обработана, реконструирована и сохранена надолго.

В таблице представлены основные отличия кратко- и долговременной памяти.

 

Характеристики

памяти:

кратковременная долговременная
сохранение внимание повторение
кодирование через слух и зрение через смысл
объем 7 элементов (+/- 2) нет ограничений
забывание через вытеснение не происходит
сохранение следа около 30 секунд несколько минут — несколько десятков лет
способ извлечения информации поиск поиску, актуализация
структура не ассоциативная ассоциативная
воспроизведение полное с восстановлением каждого элемента за последние 30–40 мс в зависимости от потребности информация восстанавливается в полном объеме или частично
причины сбоя воспроизведения вытеснение и затухание следа взаимоподавление противоположных процессов, органические нарушения, не конкретные инструкции

Диагностика

Для диагностики долгосрочной памяти применяются специальные тесты. Обследовать память можно самостоятельно, воспользовавшись электронной версией (доступна в интернет-сети) классических методик:

  • тестов для изучения длительности поддержания функции (теста Коннера, СРТ);
  • шкалы памяти по Векслеру;
  • теста переменных внимания;
  • теста симуляции нарушений памяти;
  • задачи визуальной организации.

Эти методики позволяют исследовать не только долговременную память, но и определить время отклика и обработки полученной информации, способность запоминать имена, воспринимать и сохранять зрительную информацию. С помощью тестов удается понять, как человек ориентируется в пространстве, запоминает схему расположения. Перечисленные выше тесты подходят для диагностики взрослых людей.

В случае, когда необходимо диагностировать долговременную память у детей и подростков, применяется методика запоминания слов, не связанных между собой логически.

Испытуемому предлагают прослушать список из 10 слов. Детям 6-7 лет его зачитывают 4-5 раз, более взрослым — трижды. После этого просят испытуемого повторить максимальное количество слов (их записывают в карточку обследования). Затем необходимо сделать перерыв на полчаса и снова повторить слова после однократного прослушивания. Такую же процедуру проводят дважды — через день и спустя неделю.

Для подсчета результатов тестирования используют формулу:

С (коэфф. ДВП) = В (количество правильно повторенных слов): А (всего слов) х 100.

Необходимо найти среднее арифметическое 4 этапов тестирования и сделать выводы об уровне долговременной памяти в зависимости от количества набранных баллов:

  • высокий — 75–100;
  • средний — 50–75;
  • низкий — 30–50;
  • очень низкий — менее 30.

Серьезные нарушения долговременной памяти, сопровождаемые провалами, спутанностью сознания, требуют тщательной инструментальной диагностики, ее назначают врачи-неврологи, психиатры. Комплексное обследование включает:

  • электроэнцефалограмму;
  • компьютерную или магнитно-резонансную томографию;
  • ультразвуковое исследование;
  • лабораторные анализы.

При необходимости по результатам обследования назначается лечение.

Развитие долговременной памяти

Память очень пластична. Даже при наличии органических поражений мозга есть возможность улучшить способность запоминать и удерживать информацию.

Регулярные тренировки дают возможность избежать провалов в памяти, которые возникают, преимущественно, в преклонном возрасте. Работа над развитием памяти также помогает снизить интенсивность симптомов болезни Альцгеймера, Паркинсона и других патологий.

Упражнения для улучшения памяти

Самый доступный каждому способ улучшения памяти — заучивание текстов, стихов наизусть. Хорошо развивает долговременную память изучение иностранных языков — оно особенно эффективно для людей среднего возраста и старше.

Для поддержания долговременной памяти необходимо регулярно выполнять несложные упражнения:

  1. мысленно детализировать запоминаемые образы;
  2. систематизировать информацию по группам и в воображении для каждой группы выделять отдельную “полочку” в хранилище, стараясь при этом запомнить ее расположение;
  3. разгадывать головоломки, использовать логические игры, разгадывать судоку и сканворды.

Для развития и поддержания памяти в хорошем состоянии важно вести здоровый образ жизни — много гулять на свежем воздухе, высыпаться ночью, полноценно питаться, избегать стрессовых ситуаций.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Димон )))))
Димон )))))
2 лет назад

Мне бы такую память???

Ирина Валерьевна
Ирина Валерьевна
2 лет назад

Интересно было прочесть!

Шорох Катя
Шорох Катя
2 лет назад

Хочу развить память..но головоломки это не мое

Лена
Лена
2 лет назад

По себе замечаю, что память уже не та, какая была в 20 или 30 лет..хотя также читаю Книги..

Дарина Москва
Дарина Москва
2 лет назад

А я всё помню)) многие ещё удивляются как ?

Света Булах
Света Булах
2 лет назад

Долговременная память это круто. И вот думаешь, откуда столько мечта для информации в голове)))

Виктория
Виктория
2 лет назад

Если с детства читать книги,то будет хорошая память всю жизнь!!!

Арсений
Арсений
2 лет назад
Ответить на  Виктория

Моя бабушка такого же мнения!

Надя
Надя
2 лет назад

Деду моему 81 , а он помнит все значительные даты из его жизни..

Арина
Арина
10 месяцев назад

Спасибо за статью и советы. Я еще для профилактик стала принимать Холин из серии Лаборатория. Это таблетки для улучшения когнитивных способностей. Для людей умственного труда полезная добавка. Меньше чувствуется усталость под вечер, нет головных болей и переутомления.

10
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x