Интериоризация — это формирование внутреннего мира, психики, знаний и убеждений человека. Происходит он под влиянием объективных и субъективных факторов — обучения, наблюдения за объектами внешней среды, взаимодействия с другими людьми, стереотипов, убеждений.
Что такое интериоризация
Интериоризация — преобразование полученного человеком опыта вовнутрь. В процессе интериоризации формируются структуры психики. Все, с чем человек сталкивается во внешнем мире, особенно то, что касается его взаимодействия с другими людьми, в процессе интериоризации переходит на бессознательный уровень и становится базой для внутреннего фона сознания.
По словам Льва Выготского, интериоризация — путь к становлению человеческой психики через освоение общечеловеческих ценностей.
Любое сложное действие сначала происходит извне, только потом ум человека усваивает и содержание этого действия. Интериоризация — механизм, позволяющий выстроить представление о себе самом, своих возможностях, об окружающем мире и других людях.
Интериоризация — понятие, применяющееся только, когда речь идет о людях. Животные не способны к интериоризации. Инструмент этого психического процесса — слово, а средство преобразования внешней информации во внутренние структуры — речь.
Интериоризация с точки зрения психологии
Интериоризация в психологии тесно связана с переходом межличностных отношений во внутреннее представление человека о себе. Так, в ответ на реакции родителей, воспитателей и других людей у ребенка строится понимание о том, кто он такой, каков он, на что способен (или не способен).
В ходе интериоризации в психике человека возникают очень устойчивые глубинные структуры. Они выполняют функцию социальных механизмов, которые определяют содержание других психических процессов (когнитивных, эмоциональных). Если рассматривать интериоризацию с этой точки зрения, то она выступает в роли социального механизма человеческой психики.
В процессе интериоризации человек усваивает знания, формирует личностные установки, у него выстраивается собственная структура ценностей.
В процессе интериоризации активно задействованы эмоции. Какие-либо события в жизни человека или общества в процессе осмысления окрашиваются определенными чувствами. Эмоции определяют то, как воспринимает человек события (позитивные или негативные).
Интериоризация в педагогике
Педагогическая психология рассматривает интериоризацию как механизм, посредством которого у ребенка формируется способность оперировать символами. Сначала малыш повторяет действия вслед за взрослым, позже он научается самостоятельно выполнять определенную задачу. Он усваивает алгоритм действий, необходимый для получения результата, этот алгоритм и результат становится частью его опыта.
В педагогической психологии часто подобная интериоризация нередко рассматривается, как механизм возникновения моральных ориентиров, модель для взаимодействия с миром, другими людьми.
Интериоризация происходит в несколько этапов.
- Взрослый взаимодействует с ребенком, в словесной форме побуждает его совершать определенные действия. Например, мама говорит годовалому малышу: “Саша, давай порисуем!”
- Ребенок усвоил, как взрослый обращается к нему, сам использует услышанные слова чтобы побудить себя к действию. Малыш может обратится к самому себе: “Саша, давай порисуем!” Он начинает рисовать.
- Ребенок способен воздействовать на себя словами, но он не произносит их вслух, а побуждает себя к действию в уме.
Интериоризация ценностей, моральных установок и представления о себе, как о личности, происходит по такой же схеме. Ребенок получает от взрослого сообщение о том, правильно он поступил или нет, затем повторяет услышанную информацию вслух, усваивает ее на уровне мыслей.
История открытия и изучения процесса интериоризации
Первыми заговорил об интериоризации еще в конце 19 века французский социолог Эмиль Дюркгейм, он связывал ее с социализацией личности. Философ Ницше писал об интериоризации, как об инстинктах не проявленных наружу и закрепившихся внутри.
Пиаже и другие французские психологи начала 20 столетия рассматривали интериоризацию, как процесс, в ходе которого ребенок усваивает внешние действия и интегрирует их во внутренние структуры психики.
Их идею развил Лев Выготский. Он считал, что человеческая психика формируется в ходе внешних действий, социального взаимодействия, в ходе обучения и работы. Только после выполнения определенного действия посредством интериоризации приобретенный опыт преобразуется в компоненты психики.
Советские психологи Лурия, Гальперин продолжили изучение процесса интериоризации вслед за Выготским. Их модель социализации ребенка и интериоризации стала основой для когнитивно-поведенческого направления в детской психологии.
Механизм интериоризации
Процесс интериоризации состоит из нескольких этапов. Гальперин выделил такие стадии:
- Формирование мотивационного компонента. В идеале — это естественный интерес ребенка к познанию, любопытство. Но побуждающим мотивом может быть и призыв к действию со стороны взрослого человека: “Давай построим дом из кубиков!”
- Формируется ориентировочное представление. Ребенок видит, как из 3-4 рядов кубиков прибавляется еще один и получается стена, затем взрослый берет башенку и устанавливает ее на стену.
- Материальная стадия. Малыш берет кубики и сам начинает их складывать.
- Стадия внешней речи. Ребенок, не видя кубиков, может обратиться к себе: “Давай строить дом”.
- Стадия внутренней речи. Ребенок в уме проговаривает фразу: “Давай будем строить дом.”
- Ребенок может быстро представить себе, какие именно ему нужны кубики и башенка, без предварительного проговаривания берет нужные.
Где применяется интериоризация — основные сферы
Интериоризация — процесс, который активно задействован в обучении детей и взрослых. Использование интериоризации позволяет учить детей производить умственные операции, например — считать, формулировать вопросы.
В воспитании ребенка интериоризация тоже применяется. Взрослый дает пример, как правильно действовать в определенной ситуации, как вести себя. Ребенок формирует мыслительный шаблон, который потом формирует схемы поведения.
В жизни взрослых людей интериоризация применяется чаще всего в образовании между преподавателем и студентами, наставником и учеником. На работе человек, занимающий более высокую позицию, может задавать пример выполнения определенной задачи подчиненным — это тоже проявление интериоризации.
Методы изучения процесса интериоризации
Для изучения процесса интериоризации применяются различные методы:
- эксперимент в естественных условиях;
- тесты;
- беседа;
- наблюдение.
Они позволяют понять, насколько ребенок или взрослый усвоил полученные знания, может ли он использовать их без участия наставника, преобразует ли в мыслительный действия.
Проблематика интериоризации
При изучении процесса интериоризации не всегда просто получить экспериментальные данные, выявить взаимосвязь этого понятия с другими психологическими терминами.
Основные проблемы изучения интериоризации касаются изучения этого процесса в разрезе психофизиологических отклонений. Также особый интерес ученых направлен на изучение социальной детерминации психической сферы человека и подбор наиболее надежных методов изучения процесса интериоризации.
Пример интериоризации в психологии
Как пример интериоризации можно привести способность ученика прогнозировать свои действия, без проговаривания вслух, сопоставлять выполняемые действия и планируемые поступки, производить переработку этой информации во внутреннее состояние. Когда ученик в процессе интериоризации усваивает общечеловеческие ценности, он создает проекты своей будущей деятельности в соответствии с ними и реализует их. При этом он способен проявлять самоконтроль, сохранять мотивацию и побуждать себя к действию.
Ооо это класс 🙌!
Всё так верно описано.