Интериоризация — как формируются внутренние знания

Интериоризация  —  это формирование внутреннего мира, психики, знаний и убеждений человека. Происходит он под влиянием объективных и субъективных факторов  —  обучения, наблюдения за объектами внешней среды, взаимодействия с другими людьми, стереотипов, убеждений.

Интериоризация  —  как формируются внутренние знания

Что такое интериоризация

Интериоризация  —  преобразование полученного человеком опыта вовнутрь. В процессе интериоризации формируются структуры психики. Все, с чем человек сталкивается во внешнем мире, особенно то, что касается его взаимодействия с другими людьми, в процессе интериоризации переходит на бессознательный уровень и становится базой для внутреннего фона сознания.

По словам Льва Выготского, интериоризация  —  путь к становлению человеческой психики через освоение общечеловеческих ценностей.

Любое сложное действие сначала происходит извне, только потом ум человека усваивает и содержание этого действия. Интериоризация  —  механизм, позволяющий выстроить представление о себе самом, своих возможностях, об окружающем мире и других людях.

Интериоризация  —  понятие, применяющееся только, когда речь идет о людях. Животные не способны к интериоризации. Инструмент этого психического процесса   —  слово, а средство преобразования внешней информации во внутренние структуры  —  речь.

Интериоризация с точки зрения психологии

Интериоризация в психологии тесно связана с переходом межличностных отношений во внутреннее представление человека о себе. Так, в ответ на реакции родителей, воспитателей и других людей у ребенка строится понимание о том, кто он такой, каков он, на что способен (или не способен).

В ходе интериоризации в психике человека возникают очень устойчивые глубинные структуры. Они выполняют функцию социальных механизмов, которые определяют содержание других психических процессов (когнитивных, эмоциональных). Если рассматривать интериоризацию с этой точки зрения, то она выступает в роли социального механизма человеческой психики.

В процессе интериоризации человек усваивает знания, формирует личностные установки, у него выстраивается собственная структура ценностей.

Интериоризация  —  как формируются внутренние знания

В процессе интериоризации активно задействованы эмоции. Какие-либо события в жизни человека или общества в процессе осмысления окрашиваются определенными чувствами. Эмоции определяют то, как воспринимает человек события (позитивные или негативные).

Интериоризация в педагогике

Педагогическая психология рассматривает интериоризацию как механизм, посредством которого у ребенка формируется способность оперировать символами. Сначала малыш повторяет действия вслед за взрослым, позже он научается самостоятельно выполнять определенную задачу. Он усваивает алгоритм действий, необходимый для получения результата, этот алгоритм и результат становится частью его опыта.

В педагогической психологии часто подобная интериоризация нередко рассматривается, как механизм возникновения моральных ориентиров, модель для взаимодействия с миром, другими людьми.

Интериоризация происходит в несколько этапов.

  1. Взрослый взаимодействует с ребенком, в словесной форме побуждает его совершать определенные действия. Например, мама говорит годовалому малышу: “Саша, давай порисуем!”
  2. Ребенок усвоил, как взрослый обращается к нему, сам использует услышанные слова чтобы побудить себя к действию. Малыш может обратится к самому себе: “Саша, давай порисуем!” Он начинает рисовать.
  3. Ребенок способен воздействовать на себя словами, но он не произносит их вслух, а побуждает себя к действию в уме.

Интериоризация ценностей, моральных установок и представления о себе, как о личности, происходит по такой же схеме. Ребенок получает от взрослого сообщение о том, правильно он поступил или нет, затем повторяет услышанную информацию вслух, усваивает ее на уровне мыслей.

История открытия и изучения процесса интериоризации

Первыми заговорил об интериоризации еще в конце 19 века французский социолог Эмиль Дюркгейм, он связывал ее с социализацией личности. Философ Ницше писал об интериоризации, как об инстинктах не проявленных наружу и закрепившихся внутри.

Пиаже и другие французские психологи начала 20 столетия рассматривали интериоризацию, как процесс, в ходе которого ребенок усваивает внешние действия и интегрирует их во внутренние структуры психики.

Их идею развил Лев Выготский. Он считал, что человеческая психика формируется в ходе внешних действий, социального взаимодействия, в ходе обучения и работы. Только после выполнения определенного действия посредством интериоризации приобретенный опыт преобразуется в компоненты психики.

Советские психологи Лурия, Гальперин продолжили изучение процесса интериоризации вслед за Выготским. Их модель социализации ребенка и интериоризации стала основой для когнитивно-поведенческого направления в детской психологии.

Интериоризация  —  как формируются внутренние знания

 Механизм интериоризации

Процесс интериоризации состоит из нескольких этапов. Гальперин выделил такие стадии:

  1. Формирование мотивационного компонента. В идеале —  это естественный интерес ребенка к познанию, любопытство. Но побуждающим мотивом может быть и призыв к действию со стороны взрослого человека: “Давай построим дом из кубиков!”
  2. Формируется ориентировочное представление. Ребенок видит, как из 3-4 рядов кубиков прибавляется еще один и получается стена, затем взрослый берет башенку и устанавливает ее на стену.
  3. Материальная стадия. Малыш берет кубики и сам начинает их складывать.
  4. Стадия внешней речи. Ребенок, не видя кубиков, может обратиться к себе: “Давай строить дом”.
  5. Стадия внутренней речи. Ребенок в уме проговаривает фразу: “Давай будем строить дом.”
  6. Ребенок может быстро представить себе, какие именно ему нужны кубики и башенка, без предварительного проговаривания берет нужные.

Где применяется интериоризация  —  основные сферы

Интериоризация  —  процесс, который активно задействован в обучении детей и взрослых. Использование интериоризации позволяет учить детей производить умственные операции, например  —  считать, формулировать вопросы.

В воспитании ребенка интериоризация тоже применяется. Взрослый дает пример, как правильно действовать в определенной ситуации, как вести себя. Ребенок формирует мыслительный шаблон, который потом формирует схемы поведения.

В жизни взрослых людей интериоризация применяется чаще всего в образовании между преподавателем и студентами, наставником и учеником. На работе человек, занимающий более высокую позицию, может задавать пример выполнения определенной задачи подчиненным  —  это тоже проявление интериоризации.

Методы изучения процесса интериоризации

Для изучения процесса интериоризации применяются различные методы:

  • эксперимент в естественных условиях;
  • тесты;
  • беседа;
  • наблюдение.

Они позволяют понять, насколько ребенок или взрослый усвоил полученные знания, может ли он использовать их без участия наставника, преобразует ли в мыслительный действия.

Интериоризация  —  как формируются внутренние знания

Проблематика интериоризации

При изучении процесса интериоризации не всегда просто получить экспериментальные данные, выявить взаимосвязь этого понятия с другими психологическими терминами.

Основные проблемы изучения интериоризации касаются изучения этого процесса в разрезе психофизиологических отклонений. Также особый интерес ученых направлен на изучение социальной детерминации психической сферы человека и подбор наиболее надежных методов изучения процесса интериоризации.

Пример интериоризации в психологии

Как пример интериоризации можно привести способность ученика прогнозировать свои действия, без проговаривания вслух, сопоставлять выполняемые действия и планируемые поступки, производить переработку этой информации во внутреннее состояние. Когда ученик в процессе интериоризации усваивает общечеловеческие ценности, он создает проекты своей будущей деятельности в соответствии с ними и реализует их. При этом он способен проявлять самоконтроль, сохранять мотивацию и побуждать себя к действию.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Алексеевич Мария
Алексеевич Мария
12 дней назад

Ооо это класс 🙌!

Люси
Люси
12 дней назад

Всё так верно описано.

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
Adblock
detector