Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция.

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, в которой из-за недостатка информации, неверного толкования эмоций и чувств других людей человек предвзято относится к тем или иным действиям другого. В большинстве случаев эти выводы основаны на ваших собственных предположениях или преобладающем мнении человека.

Каузальная атрибуция

 

Основоположник термина «причинная атрибуция» в психологии исследователь Ф. Хайдер в середине 20 века. Он первым произнес диаграммы, показывающие причины, по которым у человека складывается мнение о событии или человеке. Идея Хайдера была немедленно подхвачена другими психологами, в частности Ли Россом и Джорджем Келли.

Значительный шаг в развитии психологии помог сделать каузальную (причинную) атрибуцию феноменом межличностного общения. В своей теории Келли пытался выяснить, по каким критериям человек пытается объяснить причины поведения другого человека.

В ходе исследования было установлено 3 критерия:

  • такое поведение постоянно для человека (критерий постоянства);
  • человек отличается от других таким поведением (критерий исключительности);
  • обычное поведение (критерий консенсуса).

Что такое каузальная атрибуция?

Каузальная (причинная) атрибуция описывает процесс, посредством которого наблюдатели приписывают эффект одной или нескольким причинам.

Каузальная атрибуция (причинность) как связь не является наблюдаемой в собственном смысле слова, а выводится, т.е. приписывается, наблюдаемыми людьми.

Социальная психология различает атрибуцию и каузальную атрибуцию как особый случай атрибуции. В самом широком смысле восприятие всегда включает атрибутивные компоненты, потому что люди никогда не видят реальность такой, какая она есть, и никогда не видят ее полностью, поскольку реконструируют ее активно, избирательно или на основе гипотез.

Таким образом, атрибуции — это мнения и убеждения о причинах событий и фактов. Этот термин происходит от латинского «attibuere» — приписывать и в данном контексте имеет более узкое значение приписывания причин.

Термин  «каузальная атрибуция» в психологии определяется как когнитивный процесс, с помощью которого люди объясняют себе причину собственных действий. Действие как элементарный термин в психологии отличается от поведения тем, что это сознательная и целенаправленная деятельность, которая имеет цели, мотивы и выполняет определенные задачи. Для отнесения причин к результатам и последствиям действий решающее значение имеет то, какие причины человек считает ответственными за свой успех или неудачу. Можно приписать ответственность за успех или неудачу самому себе (внутренняя атрибуция) или отнести причину к окружающей среде (внешняя атрибуция).

Каузальная атрибуция

Примером объяснительного подхода в связи с термином «каузальная атрибуция» из учебной мотивации может быть. Причинное описание, какие причины, лица должны быть приписаны определенным событиям.

Простое выражение с вопросами «Почему?» Например, почему кто-то провалил экзамен? Причин может быть несколько: низкая подготовка, отсутствие мотивации к учебе или трудности в повседневной жизни.

Атрибуция – это термин из социальной психологии, обозначающий когнитивную интерпретацию социальных представлений о людях, ситуациях и взаимодействиях и использующий их для объяснения социального поведения. Каузальный — это термин, обозначающий связь между состояниями дел, событиями, один комплекс которых мыслится как причина, порождающая другие. Причинные отношения отличаются от других отношений набором характеристик (закон, причинность).

Когда человек решает проблему так же, как и раньше, его поведение остается неизменным. Если, отвечая на очевидный вопрос, человек отвечает совершенно иначе, напрашивается вывод о принципе исключительности. «Многие делают это в нынешней ситуации» — прямое свидетельство общего. В поисках причин для объяснения чужого поведения человек более-менее вписывается в эту схему. Есть только общие характеристики, и причины для каждой индивидуальны. Остается вопрос, на который причинная атрибуция еще не может дать ответа: в какой ситуации человек прибегнет к использованию индивидуальных критериев?

Разновидности каузальной атрибуции

Существуют разные типы атрибуции. В соответствии с их ситуационным обобщением, их временным обобщением и в соответствии с тем, где мы размещаем их контроль .

  • Ситуационные: можно различать глобальные и конкретныеситуативные атрибуты .
  • Вглобальных ситуационных атрибуциях объяснение события обобщается на другие подобные повседневные ситуации. Например: «Я всегда опаздываю на время регистрации ».
  • В конкретных ситуационных атрибуциях нет обобщения, по сути, нет причинной связи события с другими подобными ситуациями. Например; «Я развлекался, заканчивая что-то, но обычно я не опаздываю, постараюсь уйти раньше»
  • Временные: вы можете различать стабильные и нестабильные атрибуции.
  • В стабильных временных атрибуциях причина будет постоянной:«Я всегда буду опаздывать».
  • В нестабильных временных атрибуциях причина конкретна в это время и в этой ситуации: «Сегодня я опаздываю».
  • Локус контроля : можно различать внутренние и внешние атрибуты.
  • Во внутренней атрибуцииили также называется внутренним контролем локуса. Причина находится в самом себе ; «Я задержался при входе, потому что я катастрофа не могу лучше организовать себя»
  • Во внешних атрибуцияхили также называемом внешним контролем локуса причинность действий приписывается внешним факторам . «Я опоздал, потому что мне нужно было пойти в банк».

Различные типы атрибуции порождают тенденцию к определенному стилю атрибуции, который распространяется на все сферы, в которых движется этот человек.

Фундаментальная ошибка

Каузальная атрибуция

Культурные предубеждения

Каузальная атрибуция

Разница между участником и наблюдателем

Каузальная атрибуция

Диспозиционная атрибуция

Каузальная атрибуция

Своекорыстная атрибуция

Каузальная атрибуция

Гипотеза защитной атрибуции

Каузальная атрибуция

Теории каузальной атрибуции

Теории атрибуции строятся в рамках так называемой «наивной психологии повседневной жизни», которая рассматривает людей как наивных ученых, использующих правила умозаключений на основе здравого смысла для выявления причин поведения людей.

Теория каузальной атрибуции говорит о привычном процессе в повседневной жизни, имеющем структуру и последствия, которые можно научно объяснить и предсказать. Мотивация и эмоции — это адаптивные процессы, которые препятствуют атрибуции и дают людям чувство контроля над окружающей средой.

Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса

Теория корреспондентских отношений Джонса и Дэвиса предполагает, что мы заинтересованы в поиске значимых объяснений поведению других людей.

Люди предпочитают, чтобы эти объяснения отражали устойчивые  причины, потому что приписывание причины события чему-то нестабильному дает нам меньше возможностей предсказать, что произойдет в будущем.

Джонс и Дэвис утверждают, что люди предпочитают находить устойчивые причины событий, чем нестабильные причины.

Неизменной причиной, которую люди часто используем для объяснения поведения других людей, являются их черты характера или склонности.

А также люди предпочитают находить в людях черты для объяснения их поведения, а не доказывать, что за их поведением стоят изменчивые силы окружающей среды.

Три инструмента используются, чтобы помочь нам выявить в людях черты, лежащие в основе их поведения:

  1. Социальная желательность действия.
  2. Выбор человека при совершении действия.
  3. Необычный эффект, который мы находим для действия.

Модель ковариации Келли

Согласно теории ковариации Келли, люди делают каузальные умозаключения, чтобы объяснить, почему другие люди ведут себя определенным образом.

Этот способ атрибуции связан с социальным восприятием и самовосприятием. Согласно этой модели, причинами результата могут быть:

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция

В рамках теории атрибуции любой человек обычно имеет дело с несколькими частями информации. Теория атрибуции Келли рассматривает три основных типа информации для принятия решения об атрибуции и наблюдения за поведением человека. Три типа информации:

Каузальная атрибуция

Каждый элемент информации может иметь 2 значения (высокое и низкое) и может комбинироваться различными способами:

  • Консенсус высокий/различимость высокая/согласованность высокая: Определяет атрибуцию стимула. Именно объект, субъект или ситуация объясняют поведение. (Внешнее присвоение).
  • Низкий консенсус/низкая различимость/высокая согласованность: Определяет атрибуцию к человеку. (Внутренняя атрибуция)
  • Низкая согласованность/высокая различимость/низкая согласованность: Определяет отнесение к обстоятельствам. (Внешнее присвоение).

Как связаны каузальная атрибуция и локус контроля

Следует обратить внимание на то, что локус контроля тесно связан с каузальной атрибуцией.

Локус контроля относится к убеждению человека в том, что его поведение определяется внешними факторами, такими как удача, судьба и т. д. Или внутренними факторами, такими как способности и усилия.

Например, важность внутренней атрибуции влияет на самооценку.

Успех, приписываемый внутренней причине (человеку), является предметом гордости.

Однако неудача, связанная с внутренней причиной, вызывает разочарование.

Успех, приписываемый способностям и/ или усилиям, является источником гордости, потому что и способности, и усилия являются внутренними атрибутами.

Разница между локусом контроля и каузальной атрибуцией заключается в наличии силы воли в первом случае.

А при необходимости изменить локус контроля, необходимо избавиться от синдрома жертвы, взяв на себя полную ответственность, даже если внешние факторы по-настоящему очень сильно повлияли на результат.

Каузальная атрибуция

Связь каузальной атрибуции и выученной беспомощности

Если человек, имея все средства для изменения (корректировки) негативной ситуации или решения проблемы, ничего не делает, то его состояние можно диагностировать как выученная беспомощность.

Причин такому положению дел может быть несколько: культурные установки или неудача, пережитая ранее.

Кстати, чтобы понять суть феномена выученной беспомощности, часто используют каузальную атрибуцию.

Особенность каузальной атрибуции в том, что человек по отношению к себе применяет совершенно разные поведенческие мотивы. Ошибки причинной атрибуции заключаются в том, что один человек оправдывает действия других людей личными качествами. Причем свои действия он объясняет внешними обстоятельствами и, конечно, тем, что мы более снисходительны к себе. В ситуации, когда другой человек не выполнил поставленную перед ним задачу, мы присваиваем ему звание ленивого и безответственного человека. «Если я не выполнил задание, значит, погода, громкая музыка за стеной, недомогание и т. д. помешали мне это сделать.»

Причина этой идеи в том, что мы рассматриваем свое поведение как нормальное и интерпретируем поведение, отличное от нашего, как ненормальное.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аноним
Аноним
2 лет назад

Хм 🧐 очень интересно 🤔

Александрия Морякова
Александрия Морякова
2 лет назад

Познавательная статья. Как и все другие в принципе:)

Ирина Бульнова
Ирина Бульнова
2 лет назад

Ошибки причинной атрибуции заключаются в том, что один человек оправдывает действия других людей личными качествами.  Ведь так оно и есть….

Nanny
Nanny
2 лет назад

Круто 👍

4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x