Психологическая наука имеет множество ответвлений, одно из них — специальная психология. Специалисты, работающие в этом направлении, занимаются помощью детям и взрослым людям с врожденными или приобретенными аномалиями развития.
В задачи специальной психологии входит изучение принципов развития психики в норме и при воздействии неблагоприятных факторов, определение особенностей развития в обоих случаях, выявление аномалий развития психики, их коррекция, помощь в социальной адаптации.
Что это такое
Специальная психология — наука, занимающаяся изучением отклонений от нормального развития индивида. В большинстве случаев под определением “норма” и “отклонение” в развитии не дается четкого указания, что считается нормой и аномалией.
Цель специальной психологии — изучение психологических феноменов и психологического развития как такового. Психологи, работающие в этом направлении, изучают, как развивается психика человека под влиянием неблагоприятных факторов, а также выявляют отклонения и корректируют их.
Объект и предмет специальной психологии
Предмет изучения специальной психологии — дети с аномалиями, приобретенными в период внутриутробного развития, а также после рождения вследствие травм и болезней. Специалисты также занимаются изучением влияния неблагоприятных событий, влияющих на высшие психические функции, у взрослых людей.
Когда речь идет о детях с аномалиями, как основном объекте изучения, то имеется в виду, что у них нарушения уже сформированы, могут иметь необратимый характер, проявляются проблемами:
- с моторикой;
- речью;
- слухом;
- зрением;
- интеллектом.
Предмет и задачи специальной психологии тесно связаны с изучением закономерностей развития в группах как нормотипичных, так и детей с отклонениями.
К основным задачам специальной психологии относится:
- Коррекция нарушений — их выявляет комплексная медико-психологическая комиссия. Коррекционная работа проводится с использованием специальных методик, опираясь на сохранившиеся функции.
- Компенсация — процесс, направленный на перестройку организма в связи с утратой определенной функции или с врожденным нарушением. Основой компенсации является пластичность нервной системы и способность мозга замещать утраченные функции.
- Адаптация в социуме — для детей с аномалиями развития важно приспособиться к условиям труда, социальной жизни.
К заданиям специальных психологов относится также социальная реабилитация детей и взрослых с приобретенными нарушениями, формирование у них способности к самообслуживанию и адекватного уровня самооценки.
Задачи
Среди основных задач специальной психологии такие:
- выявление закономерностей формирования психики, ее проявлений у детей при нормальном протекании онтогенеза и при нарушениях;
- изучение типичных процессов, возникающих во время формирования психики у детей с аномалиями развития;
- выявление характерных проявлений аномалии;
- изучение средств и способов компенсации нарушенных функций.
Одна из самых главных задач специальной психологии — помощь ребенку в том, чтобы стать полноценным членом общества, овладеть всеми необходимыми навыками и знаниями. Среди основных заданий науки — не только развитие когнитивного интеллекта и утраченных функций. Важной частью деятельности специалистов в сфере специальной психологии является развитие эмоционального интеллекта, умения понимать собственные чувства и желания, использовать их для достижения поставленных целей.
Разделы современной специальной психологии
Выделяют несколько разделов специальной психологии. Один из наиболее изученных, с большими практическим наработками является олигофренопсихология. Это направление специальной психологии изучает особенности развития психической сферы у детей, имеющих нарушения интеллекта.
Множество отечественных ученых работали над этой темой. Среди них С.Я. Рубинштейн, Л.В.Занков, М.С.Певзнер, Х.С.Замский, другие. Они разработали специальную систему, которая применяется для обучения детей с умственной отсталостью. Их работы легли в основу системы профессиональной подготовки людей с аномалиями умственного развития. В наши дни ведется активная работа по разработке методов ранней диагностики и коррекции аномалий.
Еще одно направление специальной психологии — сурдопсихология. Она занимается изучением закономерностей и особенностей психики, интеллектуального развития у детей со сниженным слухом или при полном его отсутствии. Множество исследований, проведенных учеными в этой сфере, позволило задействовать сохраненные функции для того, чтобы дети могли обучаться, овладели профессиональными навыками, чувствовали себя уверенно в обществе других людей.
Тифлопсихология занимается изучением особенностей развития людей со сниженным зрением и невидящих. В тифлопсихологии большое внимание уделяется именно компенсации при сенсорном дефиците. Благодаря совместным разработкам в сфере специальной психологии и педагогики для невидящих людей удалось создать общеобразовательные и программы профессионального обучения.
Относительно молодое и очень востребованное направление специальной психологии — логопсихология. Специалисты этой сферы занимаются выявлением проблем речевого развития, а также направляют усилия на их коррекцию. Логопсихология развивается на стыке психологии, логопедии, психолингвистики.
Специальные психологи занимаются выявлением аномалий развития в раннем возрасте у детей с ДЦП, расстройствами аутистического спектра. Во взаимодействии с врачами психологи создают коррекционные программы, направленные на максимальное развитие сохраненных функций.
С какими категориями людей работает специальная психология
Специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения развития. Они могли возникнуть в период внутриутробного развития на фоне генетических аномалий, а также вследствие влияния негативных внешних факторов на плод. Также в центре внимания специалистов дети, у которых отклонения развития появились в первые годы жизни на фоне перенесенных заболеваний, травм.
Среди маленьких клиентов специальных психологов дети:
- со сниженным слухом и неслышащие;
- со сниженным зрением и незрячие;
- с проблемами речевого развития;
- с нарушениями когнитивной и эмоциональной сферы;
- с отклоняющимся поведением.
Специальные психологи оказывают помощь и взрослым людям, утратившим важные функции (зрение, слух), способность двигаться или столкнувшимися с аномалиями вследствие черепно-мозговых травм, инсульта и других событий, нарушивших работу мозговых центров.
Работа специалистов начинается с изучения особенностей каждого обратившегося за помощью, выявления потребностей и создания индивидуальной программы развития дефицитарных функций. Психологическая коррекция дает возможность обучиться необходимым для полноценной жизни навыкам, стать максимально самостоятельным и влиться в общество сверстников без аномалий развития.
Лучше бы в школе психологи проводили такие беседы или ввели бы урок у детей!
Очень информативно и полезно к прочтению. Мне понравилось. Побольше бы таких статей.
Всем к прочтению. Особенно мамам