Дети учатся благодаря своим исполнительным функциям. То есть те, которые позволяют им систематизировать и интегрировать информацию из своей среды. Нейропсихологические упражнения, иными словами, когнитивная стимуляция, позволяет стимулировать эти функции (память, внимание, речь, планирование, организация, рассуждение и т.д.).
А две основные функции для любого процесса обучения — это внимание (которое позволяет нам, в прямом смысле слова, обращать внимание) и память (которая позволяет нам сохранять информацию).
Многие академии и психолого-педагогические консультации используют этот вид занятий с детьми в терапии и реабилитации. К слову, когнитивная стимуляция обычно связана с процессами деменции, старения, нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, и потерей когнитивных функций у пожилых людей, но и дети также нуждаются в когнитивной стимуляции.
Суть и базовые принципы
Нейропсихологические упражнения = Когнитивная стимуляция. Это название, данное всем действиям и стратегиям, которые позволяют развивать, стимулировать и улучшать когнитивные функции детей. К таким функциям относятся: внимание, речь, память и ориентация.
Нейропсихологические занятия с детьми — это те методы и стратегии, целью которых является улучшение общей когнитивной деятельности, эффективности и функционирования.
Когнитивная стимуляция для детей — это совокупность мероприятий, приемов и программ, помогающих развивать познавательные способности на ранних этапах.
Когнитивная стимуляция направлены на поддержание или усиление когнитивных функций человека посредством различных упражнений:
Когда мы говорим о когнитивном функционировании, мы говорим о тех способностях, которые позволяют нам: обращать внимание на информацию из окружающей среды, обрабатывать ее, запоминать, управлять ею, манипулировать ею и т.д. Короче говоря, это то, что позволяет нам усваивать информацию извне, учиться, общаться и т.д.
Итак, для чего же нужна когнитивная стимуляция?
Когнитивная стимуляция очень важна для нейропсихологии, поскольку она напрямую связана с развитием мозга и имеет множество функций. Среди наиболее важных можно назвать то, что когнитивная стимуляция служит для:
Нейропсихологические упражнения часто используются в процессах нейропсихологической реабилитации, в качестве программ для восстановления некоторых заболеваний психики, а также с пожилыми людьми, либо для поддержания мозга в форме, либо для предотвращения повреждений и проблем, либо для замедления в какой-то мере старения и ухудшения состояния мозга.
Один из наиболее часто задаваемых вопросов — всегда ли такие программы упражнений должны выполняться как часть терапии специалистом или же их можно использовать и дома, если сиделки или члены семьи могут применять их дома. Ответ: проводить может кто угодно, но подбор упражнений выполняет только специалист.
Нейропсихологические упражнения направлены на:
Показания к началу применения
Есть определенные моменты в жизни, когда познание проходит через критические моменты, обусловленные состоянием пластичности мозга. Эти критические периоды — первые годы детства (младенчество) вплоть до первых лет начального образования.
Это потому, что в детстве мозг более пластичен. Вот почему дети так чувствительны к когнитивной стимуляции. Поэтому важно использовать эти периоды для работы над нейродидактикой, стимуляции и повышения когнитивных способностей. Еще один ответственный момент – подростковый возраст.
Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:
Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:
Когнитивные (нейропсихологические) упражнения помогают улучшить ситуацию при наличии проблем в развитии, например:
Благодаря когнитивным занятиям для детей, можно лечить такие расстройства обучения, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дисграфия или дислексия.
Помимо детей с нарушениями обучаемости, упражнения по когнитивной стимуляции можно использовать и для здоровых детей. В этом случае упражнения можно использовать как нейродидактический инструмент для тренировки когнитивных функций и повышения когнитивной работоспособности ребенка.
Противопоказания к применению
Нейропсихологические упражнения противопоказаны при:
Следует отметить, что с особой осторожностью следует выполнять нейропсихологические упражнения детям с бронхиальной астмой, сердечной недостаточностью и дисплазией соединительной ткани.
Основной комплекс
Важно понять, что все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром специалиста.
Основной комплекс един для всех возрастов, а другие упражнения или игры — стоит выбирать с учетом особенностей и возраста ребенка.
Перед началом курса для оптимизации газообмена и кровообращения, очень важно научить ребенка технике «правильного» дыхания.
Основой является полное дыхание, в котором сочетаются дыхание брюшное и грудное.
Как дополнение, можно также применять «правильный массаж» органов брюшной полости, который будет способствовать ускорению выздоровления, улучшит самочувствие, позволит снять напряжение и поможет сконцентрировать внимание.
При ЗПР
Детям в 2-3 года будет трудно выполнять сложные упражнения. Поэтому для этого возраста все должно быть предельно просто и понятно.
Многие дети в этом возрасте еще путают право-лево и для них можно надеть «маркер». Например, браслет на правую руку или часы – на левую. Тем самым, ребенок получит «инструмент» для запоминания сторон и основу представлений о его теле.
В этом возрасте рекомендуются:
Для детей с 4 лет уже может использоваться более сложный комплекс:
Для более старших детей, начиная с 6-7 лет и далее, необходимо уже подбирать упражнения, где ему нужно будет научиться конструировать, вырезать, лепить, делать аппликации. Дошкольникам скоро нужно идти в школу и они должны быть готовы к ней.
При СДВГ
Новые методы нейровизуализации, проведенные Институтом психиатрии, показывают, что в мозге детей с синдромом дефицита внимания и СДВГ наблюдается задержка созревания в развитии некоторых когнитивных функций.
Эти области связаны с вниманием и исполнительными функциями, такими как торможение, которые воздействуют на самоконтроль, что может быть причиной этого расстройства.
Согласно этому исследованию, с помощью методов визуализации было показано, что в соединениях между лобной долей и базальными ганглиями больше пораженных участков. Эти области (управляемые редисфронтос) важны для выполнения некоторых исполнительных функций и внимания.
Последние исследования происхождения СДВГ сосредоточены на его участии в процессах торможения и самоконтроля через исполнительные функции и его влиянии на измененные нейропсихологические процессы, лежащие в основе синдрома гиперактивности и внимания.
По этой причине упражнения по когнитивной реабилитации для детей с СДВГ, в основном сосредоточены на работе над исполнительными функциями и вниманием в терапии.
При ОВЗ
При заболевании ОВЗ сильно снижается активность биохимических процессов, слабеет иммунная система, значительно сужается диапазон возможностей сердечной системы, а также системы дыхания, заметно слабеет нервно-мышечный аппарат.
Поэтому нейропсихологические упражнения для детей, страдающих ОВЗ, помогают больше двигаться и улучшить физические и психомоторные качества:
- сделать суставы подвижнее;
- помогут скоординировать все движения;
- добавить силы мышцам;
- выработать точность и быстроту движений;
- улучшить общую работоспособность
Важно перед подбором комплекса упражнений и игр, правильно определить, к какой группе относится ребенок:
- малоподвижный;
- со средней подвижностью;
- с высокой подвижностью.
При ОВЗ рекомендуются следущие упражнения:
Продолжительность и рекомендуемое время
Продолжительность концентрации внимания у детей, как правило, довольно короткая. Это мешает им эффективно выполнять деятельность в течение длительного времени. Хотя их устойчивое внимание увеличивается с возрастом, занятия по тренировке мозга для детей рассчитаны на 10-15 минут. Это позволяет детям получать максимальную отдачу как от каждого занятия, так и от комплекса в целом.
Выполнение нейропсихологических упражнений для детей, рекомендуется разделять на 3 занятия в неделю в непоследовательные дни, достаточно для улучшения их когнитивных способностей. Это позволяет адаптировать обучение к расписанию и потребностям детей, облегчая вмешательство.
Занятия должны состоять из основного комплекса и минимум из двух игр для стимуляции мозга и оценочного задания. Эта простая и привлекательная структура позволяет оценить когнитивную эволюцию ребенка по мере его обучения и развития.
Закрепление результата
Специальный комплекс нейропсихологических упражнений для детей может выполняться и в домашних условиях. Только важно, между выполнением домашнего задания, не забывать проводить физкультурные паузы.
Это могут быть:
Кроме этого, следует четко соблюдать режим дня, а при необходимости снизить умственные и физические нагрузки.
Следует помнить, что детям с нейропсихологическими расстройствами особенно нуждаются в повышенном внимании родителей.
Когда стоит ожидать эффекта?
Чтобы нейропсихология игры и упражнения принесли максимальную пользу, нужно пройти не менее двух курсов по 24 занятия и следовать нескольким правилам:
Развитие когнитивных способностей детей имеет решающее значение для улучшения процессов обучения и успеваемости в детстве и подростковом возрасте.
Во время работы c детьми всех возрастов лучше использовать в одном комплексе сразу несколько игр-упражнений: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.