Нейропсихологические упражнения для детей

Дети учатся благодаря своим исполнительным функциям. То есть те, которые позволяют им систематизировать и интегрировать информацию из своей среды. Нейропсихологические упражнения, иными словами, когнитивная стимуляция, позволяет стимулировать эти функции (память, внимание, речь, планирование, организация, рассуждение и т.д.).

нейропсихологические игры и упражнения для детей

А две основные функции для любого процесса обучения — это внимание (которое позволяет нам, в прямом смысле слова, обращать внимание) и память (которая позволяет нам сохранять информацию).

Многие академии и психолого-педагогические консультации используют этот вид занятий с детьми в терапии и реабилитации. К слову, когнитивная стимуляция обычно связана с процессами деменции, старения, нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, и потерей когнитивных функций у пожилых людей, но и дети также нуждаются в когнитивной стимуляции.

Суть и базовые принципы

Нейропсихологические упражнения = Когнитивная стимуляция. Это название, данное всем действиям и стратегиям, которые позволяют развивать, стимулировать и улучшать когнитивные функции детей. К таким функциям относятся: внимание, речь, память и ориентация.

Нейропсихологические занятия с детьми — это те методы и стратегии, целью которых является улучшение общей когнитивной деятельности, эффективности и функционирования.

Когнитивная стимуляция для детей — это совокупность мероприятий, приемов и программ, помогающих развивать познавательные способности на ранних этапах.

Когнитивная стимуляция направлены на поддержание или усиление когнитивных функций человека посредством различных упражнений:

нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Когда мы говорим о когнитивном функционировании, мы говорим о тех способностях, которые позволяют нам: обращать внимание на информацию из окружающей среды, обрабатывать ее, запоминать, управлять ею, манипулировать ею и т.д. Короче говоря, это то, что позволяет нам усваивать информацию извне, учиться, общаться и т.д.

Итак, для чего же нужна когнитивная стимуляция?

Когнитивная стимуляция очень важна для нейропсихологии, поскольку она напрямую связана с развитием мозга и имеет множество функций. Среди наиболее важных можно назвать то, что когнитивная стимуляция служит для:

нейропсихологические упражнения для детей 5 лет

Нейропсихологические упражнения часто используются в процессах нейропсихологической реабилитации, в качестве программ для восстановления некоторых заболеваний психики, а также с пожилыми людьми, либо для поддержания мозга в форме, либо для предотвращения повреждений и проблем, либо для замедления в какой-то мере старения и ухудшения состояния мозга.

Один из наиболее часто задаваемых вопросов — всегда ли такие программы упражнений должны выполняться как часть терапии специалистом или же их можно использовать и дома, если сиделки или члены семьи могут применять их дома. Ответ: проводить может кто угодно, но подбор упражнений выполняет только специалист.

Нейропсихологические упражнения направлены на:

нейропсихологические упражнения для детей младшего школьного возраста

Показания к началу применения

Есть определенные моменты в жизни, когда познание проходит через критические моменты, обусловленные состоянием пластичности мозга. Эти критические периоды — первые годы детства (младенчество) вплоть до первых лет начального образования.

Это потому, что в детстве мозг более пластичен. Вот почему дети так чувствительны к когнитивной стимуляции. Поэтому важно использовать эти периоды для работы над нейродидактикой, стимуляции и повышения когнитивных способностей. Еще один ответственный момент – подростковый возраст.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

Нейропсихологические упражнения для детей

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

Нейропсихологические упражнения для детей

Когнитивные (нейропсихологические) упражнения помогают улучшить ситуацию при наличии проблем в развитии, например:

нейропсихологические упражнения для развития детей

Благодаря когнитивным занятиям для детей, можно лечить такие расстройства обучения, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дисграфия или дислексия.

Помимо детей с нарушениями обучаемости, упражнения по когнитивной стимуляции можно использовать и для здоровых детей. В этом случае упражнения можно использовать как нейродидактический инструмент для тренировки когнитивных функций и повышения когнитивной работоспособности ребенка.

Противопоказания к применению

Нейропсихологические упражнения противопоказаны при:

Нейропсихологические упражнения для детей

Следует отметить, что с особой осторожностью следует выполнять нейропсихологические упражнения детям с бронхиальной астмой, сердечной недостаточностью и дисплазией соединительной ткани.

Основной комплекс

Важно понять, что все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром специалиста.

Основной комплекс един для всех возрастов, а другие упражнения или игры — стоит выбирать с учетом особенностей и возраста ребенка.

Перед началом курса для оптимизации газообмена и кровообращения, очень важно научить ребенка технике «правильного» дыхания.

Основой является полное дыхание, в котором сочетаются дыхание брюшное и грудное.

Как дополнение, можно также применять «правильный массаж» органов брюшной полости, который будет способствовать ускорению выздоровления, улучшит самочувствие, позволит снять напряжение и поможет сконцентрировать внимание.

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

При ЗПР

Детям в 2-3 года будет трудно выполнять сложные упражнения. Поэтому для этого возраста все должно быть предельно просто и понятно.

Многие дети в этом возрасте еще путают право-лево и для них можно надеть «маркер». Например, браслет на правую руку или часы – на левую. Тем самым, ребенок получит «инструмент» для запоминания сторон и основу представлений о его теле.

В этом возрасте рекомендуются:

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Для детей с 4 лет уже может использоваться более сложный комплекс:

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Для более старших детей, начиная с 6-7 лет и далее, необходимо уже подбирать упражнения, где ему нужно будет научиться конструировать, вырезать, лепить, делать аппликации. Дошкольникам скоро нужно идти в школу и они должны быть готовы к ней.

При СДВГ

Новые методы нейровизуализации, проведенные Институтом психиатрии, показывают, что в мозге детей с синдромом дефицита внимания и СДВГ наблюдается задержка созревания в развитии некоторых когнитивных функций.

Эти области связаны с  вниманием  и  исполнительными функциями, такими как торможение, которые воздействуют на самоконтроль, что может быть причиной этого расстройства.

Согласно этому исследованию, с помощью методов визуализации было показано, что в соединениях между лобной долей и базальными ганглиями больше пораженных участков. Эти области (управляемые редисфронтос) важны для выполнения некоторых исполнительных функций и внимания.

Последние исследования происхождения СДВГ сосредоточены на его участии в процессах торможения и самоконтроля через исполнительные функции  и его влиянии на измененные нейропсихологические процессы, лежащие в основе синдрома гиперактивности и внимания.

По этой причине упражнения по когнитивной реабилитации для детей с СДВГ, в основном сосредоточены на работе над исполнительными функциями и вниманием в терапии.

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

При ОВЗ

При заболевании ОВЗ сильно снижается активность биохимических процессов, слабеет иммунная система, значительно сужается диапазон возможностей сердечной системы, а также системы дыхания, заметно слабеет нервно-мышечный аппарат.

Поэтому нейропсихологические упражнения для детей, страдающих ОВЗ, помогают больше двигаться и улучшить физические и психомоторные качества:

  • сделать суставы подвижнее;
  • помогут скоординировать все движения;
  • добавить силы мышцам;
  • выработать точность и быстроту движений;
  • улучшить общую работоспособность

Важно перед подбором комплекса упражнений и игр, правильно определить, к какой группе относится ребенок:

  • малоподвижный;
  • со средней подвижностью;
  • с высокой подвижностью.

При ОВЗ рекомендуются следущие упражнения:

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей Нейропсихологические упражнения для детей

Продолжительность и рекомендуемое время

Продолжительность концентрации внимания у детей, как правило, довольно короткая. Это мешает им эффективно выполнять деятельность в течение длительного времени. Хотя их устойчивое внимание увеличивается с возрастом, занятия по тренировке мозга для детей рассчитаны на 10-15 минут. Это позволяет детям получать максимальную отдачу как от каждого занятия, так и от комплекса в целом.

Выполнение нейропсихологических упражнений для детей, рекомендуется разделять на 3 занятия в неделю в непоследовательные дни, достаточно для улучшения их когнитивных способностей. Это позволяет адаптировать обучение к расписанию и потребностям детей, облегчая вмешательство.

Занятия должны состоять из основного комплекса и минимум из двух игр для стимуляции мозга и оценочного задания. Эта простая и привлекательная структура позволяет оценить когнитивную эволюцию ребенка по мере его обучения и развития.

Закрепление результата

 

Специальный комплекс нейропсихологических упражнений для детей может выполняться и в домашних условиях. Только важно, между выполнением домашнего задания, не забывать проводить физкультурные паузы.

Это могут быть:

Нейропсихологические упражнения для детей

Кроме этого, следует четко соблюдать режим дня, а при необходимости снизить умственные и физические нагрузки.

Следует помнить, что детям с нейропсихологическими расстройствами особенно нуждаются в повышенном внимании родителей.

Когда стоит ожидать эффекта?

Чтобы нейропсихология игры и упражнения принесли максимальную пользу, нужно пройти не менее двух курсов по 24 занятия и следовать нескольким правилам:

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей

нейропсихологические упражнения

Развитие когнитивных способностей детей имеет решающее значение для улучшения процессов обучения и успеваемости в детстве и подростковом возрасте.

Во время работы c детьми всех возрастов лучше использовать в одном комплексе сразу несколько игр-упражнений: для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x