«Есть, состояние, когда нет ни земли, ни воды, ни воздуха, ни света, ни пространства, ни границ, ни безграничного времени, ни всякого бытия, ни идей, ни отсутствия идей, ни этого мира, нет того мира, ни солнца, ни луны. Это — я называю ни приходом, ни уходом, ни подъемом, ни схождением, ни смертью, ни рождением, ни следствием, ни изменением, ни остановкой — это конец страдания.»
Сиддхартха Гаутама
Нирвана – это слово известное даже тем, кто мало знаком с буддизмом. В русский язык это слово вошло со значением «блаженство», «удовольствие».
Однако, что же такое нирвана в изначальном понимании этого слова?
Действительно ли мы понимаем её так, как трактуют последователи дхармических религий, и что общего между такими понятиями, как «блаженство» и «удовольствие» с изначальным пониманием такой концепции, как Нирвана?
Что такое нирвана?
Термин «Нирвана» используется в контексте индийской религии для обозначения состояния свободы и глубокого внутреннего покоя. Достижение этого состояния — высшая цель индуизма и, прежде всего, буддизма.
Достижение нирваны означает освобождение от сансары, цикла рождения, смерти и возрождения.
В буддизме нирвана представляет собой свободу от рабства и индивидуального сознания, а также достижение спокойствия и чистоты.
Будда достиг временной нирваны (нирваны при жизни) после своего просветления, но он жил, чтобы служить и проповедовать до самой смерти, когда он достиг своей окончательной и полной нирваны (паринирваны).
Нирвана понимается по-разному даже в разных школах буддизма. Нирвана также означает угасание всех мирских желаний и связей в индуизме и, кроме того, означает, что возможен союз с Богом или Абсолютом.
Достижение нирваны есть мокша. На Западе этот термин часто ошибочно называют «вымиранием» или «уничтожением».
Нирвана в буддизме
Рожденная в индуизме, нирвана является ключевой концепцией буддизма. Но способ достижения этой конечной цели варьируется в зависимости от буддийских традиций.
Это слово происходит от санскритского глагола, означающего «гасить» (пламя), «угасать».
Рожденное в индуизме, теперь оно больше используется в буддизме, что обеспечило ему успех у западной аудитории, где оно ошибочно стало синонимом состояния постоянного счастья или рая.
Ранее немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) популяризировал этот термин в Европе, который позже использовался психоанализом. Зигмунд Фрейд говорил о «принципе нирваны», чтобы обозначить тенденцию психики к возвращению в ничто, как проявление инстинкта смерти.
В истории буддизма вопрос о нирване является одним из самых обсуждаемых». Stricto sensu обозначает угасание «трех огней», то есть жадности, ненависти и невежества. Этот термин обозначает «три огня», о которых говорят брахманы для поддержания, согласно их верованиям, порядка в мире. Это не место, вроде рая, а состояние бытия или, скорее, НЕ-состояние. Но уничтожение это или блаженство? Из другого состояния обычного сознания или из внеземной реальности? Ответы менялись с течением времени.
Для буддистов вообще нирвана — это конец страданий (дхарма). Это стадия, когда душа освобождается от всех желаний тела и где цикл реинкарнации (сансары) прерывается, чтобы освободить место для пробуждения. Как у Будды, что позволяет понять мир и освободиться от его уз. Где ничего нет, где ничего нельзя уловить — это последний остров. Полное исчезновение старости и смерти.
Подробнее об этом можно прочитать в «Сутта-нипате», антологии сутр древнего буддизма.
Таким образом, нирвана является конечной целью буддийской практики. «Как пламя, движимое стремительным ветром, покоится и не может быть определено. Так и мудрец, освобожденный от тела и духа, покоится и не может быть определен», — также говорится в Нипата-сутте.
Нирвана в индуизме
Этот термин используется редко: предпочтительнее «мокша» или освобождение.
В отличие от буддизма, выступающего за исчезновение «я», в философии нирваны в индуизме существует глубокое и стабильное осознание себя, вечного и не исчезающего «я».
Со времен Будды, в V веке н.э., индусы скорее использовали слово «самадхи», что означает «экстаз, союз с божественным». Самадхи — форма воспоминания в глубинах себя, где находится божественное, является высшим уровнем йоги, преданности. В индийской мудрости существует своего рода противопоставление и взаимодополнение между самадхи, как полнота, и нирвана, как пустота».
Нирвана в джайнизме
В джайнизме, индийской религии, созданной в VI веке до нашей эры святым Вардхаманой Махавирой, нирвана определяется как процесс, который приводит к освобождению различных состояний кармы.
Нирвана ассоциируется с покоем и тишиной.
Испытывая это состояние, человек отказывается от ложного представления о «Я» и избавляется от совести, желания, потребности и ненависти. В каком-то смысле — это абсолютная истина.
Для джайнизма достижение нирваны подразумевает процесс освобождения от кармы, которая для них является чем-то материальным, и заканчивает их жизнь в этом мире. Достигнув этого, через жизнь медитации, ненасилия, жертвоприношения , поста и покаяния достигается мокша, что эквивалентно нирване, где освобожденная душа достигает сиддхи и становится высшим, обитая в месте, называемом «лока».
Этапы достижения
Четыре благородные истины составляют суть буддизма и представляют собой схему преодоления всех страданий, с которыми сталкиваются люди. Эти истины утверждают, что жизнь полна различных страданий. У страдания есть причина и конец, и вы достигнете нирваны, когда покончите с этим страданием.
Благородный Восьмеричный Путь описывает шаги, которые необходимо предпринять, чтобы достичь состояния нирваны в своей жизни. Четыре Благородные Истины описывают болезни в человеческом опыте, а Благородный Восьмеричный Путь — это рецепт, обеспечивающий исцеление. Поймите истину и идите по пути, ведущему к миру и счастью в жизни:
- Следуйте благородному восьмеричному пути
- Достичь нирваны в повседневной жизни
- Практикуйте любящую доброту (метта-бхавана)
«Метта» означает неромантическую любовь, доброту и дружбу. Это чувство исходит из сердца, и его нужно развивать и практиковать. Обычно это практикуется в пять этапов. Если вы новичок, старайтесь задерживаться на каждом этапе по пять минут.
- Практикуйте осознанное дыхание
Этот тип медитации научит вас концентрироваться и фокусировать свои мысли. С помощью этой медитации вы можете научиться практиковать осознанность, расслабление и освобождение от беспокойства. Найдите удобное для вас положение сидя. Спина должна быть прямой и расслабленной. Плечи должны быть расслаблены и слегка отведены назад. Положите руки на подушку или на колени. Когда у вас есть поза, начните проходить различные этапы. Каждый этап должен длиться не менее 5 минут
- Утверждайте и поощряйте других
Конечная цель буддизма — достичь внутреннего спокойствия, а затем поделиться своим опытом с другими людьми. Достижение нирваны полезно не только вам, но и всему миру. Важно, чтобы вы были источником ободрения и поддержки для других людей. Это может быть что-то простое, например, обнять кого-то, если он чувствует себя подавленным. Если кто-то важен для вас или делает что-то хорошее для вас, дайте ему знать, что вы чувствуете. Пусть люди знают, что вы благодарны им и цените их. Если у кого-то плохой день, выслушайте его.
- Относитесь к людям с сочувствием.
Ваше счастье напрямую связано со счастьем других людей. Проявление сострадания способствует счастью для всех. Вы можете практиковать сострадание разными способами:
- Быть сознательным
Практикуя осознанность, вы обращаете внимание на то, что думаете и чувствуете в настоящий момент. Осознанность полезна не только для медитации, но и для повседневной жизни. Например, вы можете быть осознанными во время еды, купания или одевания по утрам. Начните с выбора занятия, а затем сосредоточьтесь на ощущениях в теле и на своем дыхании.
- Навигация по четырем истинам
- Определите страдание
Будда описывает страдание иначе, чем вы обычно думаете. Страдания неизбежны и являются частью жизни. Духкха — это истина всех страданий. Страдание часто используется для описания таких вещей, как болезни, старение, несчастные случаи, а также эмоциональная и физическая боль. Однако Будда также рассматривает желания (особенно неудовлетворенные желания) и страстные желания как страдание. Эти две вещи считаются корнями страданий, потому что люди редко бывают удовлетворены или довольны. Как только желание исполняется, создается другое. Это порочный круг.
- Определите причину страданий
Желание и невежество являются корнями страданий. Неисполненные желания — худшее из страданий. Например, если вы больны, вы страдаете. Когда вы больны, вы хотите быть здоровым. Ваше неудовлетворенное желание быть здоровым — это еще большая форма страдания, чем просто болезнь. Каждый раз, когда вы хотите чего-то, возможности, человека или достижения, которых у вас нет, вы страдаете.
- Прекратите страдания в своей жизни
Каждая из четырех истин — это трамплин. Если все есть страдание, а страдание исходит из ваших желаний, то единственный способ положить конец страданию — перестать иметь желания. Вы должны верить, что вам не нужно страдать и что у вас есть возможность остановить страдание в своей жизни. Чтобы положить конец страданиям в своей жизни, вы должны изменить свое восприятие и научиться контролировать свои желания.
- Достигните конца страданий в своей жизни
Прекращение страдания может быть достигнуто через благородный восьмеричный путь. Ваш путь к нирване можно описать тремя идеями. Прежде всего, у вас должны быть правильные намерения и мышление. Во-вторых, вы должны воплощать в жизнь свои благие намерения в повседневной жизни. Наконец, вы должны понимать истинную реальность и иметь правильные убеждения обо всем.
Как достичь нирваны
Есть много важных вещей, которым нас не учили в школе, не так ли? И вот мы здесь, каждый изучает их, как может.
Но обучение нирване – это больше, чем просто наука..
«…Вы четко представляете, чему хотите научиться, зачем и для чего. Вы можете сконцентрировать свои усилия и применить техники и инструменты, позволяющие получить максимальную отдачу от них. Вы развиваете свои навыки по своему усмотрению и таким образом создаете свой идеальный профиль, который позволяет вам наилучшим образом использовать возможности и противостоять вызовам…»
Мари-Стелла Буссмар, член школы гелугпа тибетского буддизма
Звучит неплохо, не так ли? Вы читаете это и думаете: «Да, я хочу быть таким же!» Вы хотите стать этой «обучающейся машиной». Максимальная концентрация, максимальная производительность. Но я хочу иметь возможность не только эффективно учиться, но и делать это со смыслом, с целью. Знать, куда я хочу попасть и идти по пути, который приведет меня туда — к нирване.
Как достигается нирвана в дзен-буддизме (махаяне)?
В дзэнской реальности нет разделения между собой и миром, и каждый день с помощью сидячей медитации дзадзэн человек испытывает то, что существует здесь и сейчас, что позволяет освободиться от страданий.
В традиции Махаяны (Китай, Япония, Корея и часть Вьетнама) концом является не настоящая нирвана, а «бодхи», состояние всеведения. Учение основано на представлении о Бодхисаттве (существе, которому суждено пробудиться), который отказывается от своей нирваны, чтобы привести всех существ к освобождению. Бодхисаттва соглашается оставаться в цикле перевоплощений, чтобы жить в полном измерении дара и сострадания. «Дзен-буддизм не противопоставляет сансару нирване. Но в самом центре этого мира неудовлетворенности мы должны научиться видеть, что на самом деле ничего не упущено, что все уже есть.
Как достигается нирвана в буддизме Тхеравады?
В доминирующей традиции Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Таиланд, Бирма и Шри-Ланка) путь к освобождению (вимутти) долог и труден. В буддизме Херавада нирвана является четвертой из «четырех благородных истин» (фундаментальное учение первой проповеди Гаутамы Будды после его пробуждения). Ученик должен практиковать нравственность (сила), то есть избавляться от своих плотских желаний, жить в согласии со своей душой и проявлять добро по отношению к другим. При его смерти он будет вознагражден за свои действия, а его душа будет освобождена от цикла перевоплощений.
Как достигается нирвана в тибетском буддизме (ваджраяне)?
Эта ветвь Махаяны, особенно широко распространенная в Тибете, а также в Китае, Корее и Японии, хорошо известна на Западе, но меньше всего во всем мире. В тибетском буддизме термин нирвана используется реже, чем в тхераваде, потому что он имеет несколько уровней значения и его понимание сложно.
Цель ученика всегда одна и та же: достичь пробуждения.
В традиции различают три типа нирваны:
«Отдых» обозначает как постоянство тела (квалифицированное как «нечистое») до смерти архата, так и двойственность между субъектом и объектом (которая сохраняется, когда человек больше не фокусируется на «не-Я»). Быть архатом недостаточно, чтобы быть Буддой.
Безусловно, как и все в буддизме, нирвана не достигается по щелчку пальцев. Нирвана — это результат прохождения пути, пути, который может быть долгим и сложным, и который требует прохождения различных уровней сознания.
Путь к становлению «самообучающейся машины» включает в себя прохождение каждого из этапов. Один за другим. И это никогда не заканчивается, потому что вы всегда можете усовершенствовать свою систему, чтобы учиться все лучше и лучше, с большей ясностью представляя себе свои цели и свои методы.
Вопрос в том, где вы находитесь на этом пути и что вам нужно, чтобы перейти на следующий уровень?
Что после нирваны?
Достижение нирваны является конечной целью, преследуемой в буддизме, индуизме и джайнизме. Но правда в том, что каждая из этих религий видит нирвану с разными оттенками.
В общих чертах можно сказать, что это похоже на достижение высшего покоя и полного освобождения, но этот момент выходит за рамки слов. Чтобы достичь нирваны, требуется большая предварительная подготовка и соблюдение различных духовных и медитативных техник.
Но когда нирвана достигнута, что происходит дальше?
После преодоления долгого духовного пути, который влечет за собой весь этот процесс, наступает момент полного освобождения ума и тела. Говорят, что наступает такой экстаз, что все кармические долги разряжаются и процесс жизни и смерти останавливается.
На самом деле, эксперты не дают конкретного определения нирване, потому что нет реального способа описать ее.
Это можно только испытать…