Новообразование в психологии

Развитие — это явление, связанное с жизнью всех живых существ. Для того чтобы понять, как работает человеческий разум, необходимо проследить и понять процесс развития.

Новообразование в психологии

Человек занял то положение, которое он занимает в природе в целом, благодаря очень длительному периоду внеутробного развития. Незрелость, с которой мы рождаемся, делает нас зависимыми в течение длительного времени, но в то же время, позволяет нам быть более пластичными, дает возможность узнать больше вещей и иметь более гибкий ум.

Развитие человека всегда является главной движущей силой всех видов деятельности в обществе. Также оно подразумевает возможность иметь здоровье, жилье и достойное образование.

Наиболее развитые страны — это те, которые сделали особый акцент на этом обстоятельстве, создав «правила игры», подразумевающие интеграцию всех жителей. Это особенно заметно в экономической сфере, что объясняет некоторые из хороших результатов в производительности, которых достигли эти страны.

И напротив, общество, которое оставляет человеческое развитие на втором плане, которое сосредоточено исключительно на прибыльности, является обществом, которое сильно ограничено.

Конечно, не только общество и его институты ответственны за достижение высокой степени развития человека. Наша ответственность за собственную жизнь должна поставить эту концепцию на первое место в списке целей, которые необходимо рассмотреть.

Возникает вопрос, в чем именно заключается это развитие. Вкратце, это развитие интеллектуально, физически и психологически для того, чтобы привносить все больше и больше ценности в свою жизнь и в жизнь общества.

В развитии человека формируется синергия, когда все получают выгоду от улучшений отдельного человека. Образование и общее развитие в этом смысле должно рассматриваться как фундаментальная ценность. Образование, которое не должно быть сведено к формальной сфере получения «корочек», а ко всей интеграции знаний, предполагающей получение пользы, понимаемой в широком смысле.

Чтобы привести пример актуальности человеческого развития, необходимо обратиться к опыту двух мировых войн, опустошивших всю Европу. Они сопровождались как беспрецедентным разрушением, а также гибелью бесчисленного количества людей. Тем не менее, пострадавшие страны смогли в течение нескольких десятилетий встать на ноги, восстановить свою экономику и создать жизнеспособное во всех отношениях общество. Это было возможно только благодаря неоспоримому человеческому развитию, которое существовало в людях, столкнувшихся с этой реконструкцией. Города были разрушены, но умения и изобретательность выживших не пропали.

Понятие и суть

Новообразования в психологии – это качественно новые особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период и определяют сознание ребенка, его уровень развития, отношение к среде (внутренней и внешней) и жизни в целом.

Качественно новые психологические образования возникают именно в процессе развития, а не в процессе роста. И именно психологические образования составляют сущность каждого возрастного этапа.

Новообразование в психологии

История открытия и исследователи

История появления понятия «новообразование» в психологии началось в отечественной психологии c понятия «ведущая деятельность», введенное Л. Выготским.

Ведущая деятельность, так необходимая для развития ребенка, – это приоритетный фактор поведения индивидуума в определенный период времени. Ведущая деятельность помогает индивидууму переходить с одного уровня развития на другой.

Позднее новообразования в психологии изучал доктор психологических наук А. Леонтьев. А еще позднее, на основании собственной теории возрастного развития, создал собственную периодизацию советский психолог Д. Эльконин.

Значение в развитии индивида

Когда ребенок рождается, у него есть свои рефлексы как способность к действию на реальность. Жан Пиаже утверждал, что субъект также наследует способ функционирования, который он разделяет с другими живыми организмами: способность приспосабливаться к окружающей среде, таким образом организуя свое поведение и знания. У субъекта есть врожденные способности, но включают ли они врожденное знание о том, на что похожа реальность? Ведь, например, наше зрение позволяет нам видеть только определенные длины волн.

Несомненно! Так как, на основе своих рефлекторных способностей ребенок взаимодействует с реальностью. Воздействуя на предметы, он обнаруживает их свойства, проявляющиеся через сопротивление, оказываемое его действию. Таким образом, он устанавливает свойства объектов и строит характеристики мира. У него формируются схемы, которые позволяют ему более сложно воздействовать на действительность, появляются новообразования и его поведение обогащается.

Субъект может знать о реальности в определенный момент, что является результатом процесса интеллектуальной адаптации, определяемого его прежними знаниями и его познавательными инструментами. Воздействуя на действительность, он включает ее, усваивает и видоизменяет. В то же время субъект модифицирует себя, приспосабливается, потому что увеличивает свои знания и предвосхищения, которые он может сделать.

Классификация

Советский психолог, доктор психологических наук Даниил Борисович Эльконин предложил самую точную возрастную линейку психологических новообразований:

  • Новорожденность (0-1 год)

Новообразование в психологии

  • Младенчество (1-3 года)

Новообразование в психологии

  • Раннее детство

Новообразование в психологии

  • Дошкольный период (3-7 лет)

Новообразование в психологии

  • Младший школьный возраст (6-10 лет)

Новообразование в психологии

  • Отрочество (подростковый возраст) (10-15 лет)

Новообразование в психологии

  • Юность (Ранняя — 15—17 лет, поздняя — 17-21 год)

Новообразование в психологии

  • Молодость/взрослость/зрелость (Молодость, ранняя зрелость — 20-30 лет. Взрослость/ ранняя зрелость — 30-60 лет)

Новообразование в психологии

  • Старость (пожилой возраст (старение) — 60=75 лет, старость — 75-90 лет, долгожительство — свыше 90 лет.)

Новообразование в психологии

Методы изучения

Чем меньше возраст, тем чаще появляются и закрепляются новообразования, а отклонения и/или отставание легко исправить.

Таким образом, в младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований отслеживают педиатры и родители.

Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

Новообразование в психологии

А позднее, в дошкольном возрасте, ребёнок проходит обязательную диагностику, определяющую готовность к обучению.

Он должен уметь:

Новообразование в психологии

Ключевое новообразование (выявляется с помощью ряда тестов и беседы с ребенком) – наличие мотивации к обучению.

Проблематика

Наша психика устроена таким образом, что все возрастные изменения происходят поэтапно. И перескочить через один из этапов или два просто невозможно.

Например, если ребенок не до конца усвоил и освоил игровую деятельность, то в его психике не появилось основы для учебной деятельности. А следовательно, перейти к ней ребенок просто не сможет.

Еще важен тот факт, что развитие можно ускорять, а вот замедлять – очень опасно.

Позднее появление новообразований и намеренное замедленное развитие приводит к постоянному отставанию от других людей. Закрепленный ярлык «отстающего» всегда очень негативно влияет на нервное состояние и, в частности, на самооценку.

Когда такой человек попадает в коллектив (особенно детский), то, с большей вероятностью становится в позиции изгоя. Но напрочь «убивает» малейшие возможности не только претендовать на лидерские позиции, но и быть на позиции равного члена коллектива.

У таких отстающих детей в детстве, как правило, снижена мотивация к успешной учебе и самореализации. Они становятся затворниками. Также и отстающие взрослые. Такие взрослые теряют интерес к жизни и способность к самореализации. Присутствует невозможность реализовать себя в карьере, т.к. работа для них (вернее присутствие на ней) становится сущим наказанием.

Поэтому для успешного жизненного сценария очень важно следить за периодами возрастных изменений как ребенка, так и взрослого и вовремя выявлять нарушение или отставание и принимать соответствующие меры.

Сегодня развитие человека больше не является постулатом идеалистов. Действительно, его важность можно увидеть в развитии таких концепций, как человеческий капитал, концепция, которая перерабатывает понятие производственного фактора труда, связывая его с обучением и развитием навыков работников. Как мы видим, факт решения проблемы качества труда путем рассмотрения его навыков (всех видов) может дать нам представление об актуальности постановки человеческого развития в центр любой политики в отношении населения.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Adblock
detector