Самопрезентация

Самопрезентация — понятие, примеры и подготовка

Быть успешным и востребованным специалистом — цель, к которой стремится любой человек, вне зависимости от его профессии и жизненных приоритетов. Каждый выбирает свой путь — быть уважаемым в коллективе знатоком своего дела, руководить огромным холдингом или действовать в одиночку, выстраивая бизнес без команды. Какой бы ни была конечная цель, человек так или иначе пересекается с партнёрами, новыми сотрудниками или ведёт переговоры с важными людьми. И в каждом конкретном случае решающую роль играет умение произвести правильное впечатление на собеседника. Одного обаяния для этого может быть недостаточно. Поэтому часто главным козырем становится самопрезентация — это умение подать себя в выгодном свете, подчёркивая достоинства и таланты, привлекая к себе внимание и оставляя неизгладимые воспоминания о своей персоне.

Если вы хотите прослушать эту статью в записи, вы можете воспользоваться плеером ниже:

 

Самопрезентация

Зачем человеку нужна самопрезентация

Общаясь с людьми, мы неосознанно стремимся показать себя в выгодном свете. Оценка других как зеркало помогает нам самим лучше узнать себя. А если мы произведем неизгладимое впечатление, то вдобавок можем рассчитывать ещё и на помощь, выгодные связи и отличные сделки в будущем. Поэтому вне зависимости от социального положения и жизненных стремлений, люди всегда хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле.

Но, к сожалению, умение рассказать о себе доступно не каждому. В этом и состоит основная задача самопрезентации — показать себя с выгодной стороны, проявить чувство такта, воспитание, продемонстрировать грамотную речь, и, конечно поразить собеседника прекрасным внешним видом. Хорошие новости заключаются в том, что к самопрезентации можно заранее подготовиться. Причём, не имеет значение, какую цель вы преследуете. Это может быть собеседование при трудоустройстве, презентовать новый продукт или убедить собеседника, что именно с вами можно заключить выгодную сделку. По сути, самопрезентация это отличный инструмент управления впечатлением собеседника о вас. Начиная с простого желания угодить, умение презентовать себя может превратить обычную встречу в фееричное шоу умений, таланта и обаяния. И главное, она позволяет не только добиться желаемого во время встречи, но и оставляет след в памяти ваших собеседников.

Прежде, чем готовиться к самопрезентации, важно понять, что именно вам нужно и какой цели вы хотите добиться.

Важно! Презентации делятся на группы по:

  • отношению аудитории к спикеру
  • форме презентации (устные, текстовые, графические и аудио-презентации);
  • цели, которой нужно добиться (информационные или предлагающие продукт);
  • размеру аудитории (приватные, публичные, камерные);

Идеальная самопрезентация представляет собой золотую середину между вашими выигрышными личностными качествами (представлением образа вас в наиболее выгодном свете перед конкретной аудиторией) и правдоподобностью изложенной вами информации.

Зная о важности навыка самопрезентации, многие профессиональные спикеры умеют менять свое поведение в соответствии с тем, что ожидает услышать и увидеть аудитория.

Подготовка — залог успешной самопрезентации

Чаще всего самопрезентация готовится для незнакомой аудитории или для собеседника, который очень плохо вас знает, либо вообще ни разу не видел. И очень большую роль в этом случае играет знакомство. От того, насколько успешно оно пройдет, зависит и дальнейшее общение. Не стоит нервничать и преувеличивать значимость предстоящей беседы. Помните, что в жизни бывают разные обстоятельства, и даже в случае провала вы получите бесценный опыт на будущее.

Всё, что необходимо при подготовке будущей презентации — это продумать, как в наиболее выгодном свете представить информацию о себе. Для этого необходимо в деталях прописать все сведения о вас, которые вы планируете озвучить в ходе будущего разговора. Ваш рассказ не должен быть длинным и затянутым. Он должен длиться несколько минут, но за это время вам необходимо включить в презентацию всё, что касается ваших личностных качеств, вашего опыта и достижений. Хорошей тренировкой в этом случае будут мини-сочинения о себе. После 2-3 попыток написать текстовую презентацию, вы сами увидите, какие качества оставить, а о каких лучше не упоминать.

Важно говорить о себе конкретные факты, подтвержденные характеристикой, грамотами, наградами, работающими кейсами или уже заключенными успешными сделками. Выдвигайте на первое место свои наиболее главные достижения и лучшие черты характера. Иными словами, всё, чем вы гордитесь, и что может пригодиться во время самопрезентации.

Не бойтесь изучать чужие презентации и истории успеха. Так вы можете почерпнуть данные и формулировки, до которых не додумались сами.

Как должна проходить самопрезентация

Когда подготовка останется позади, а до важной встречи останутся считанные минуты, важно правильно настроиться и вспомнить несколько важных правил самопрезентации. Главное — иметь правильный эмоциональный настрой. Нужно поверить свои силы и настроиться действовать до конца и показать себя в самом выгодном свете. Но до того, как вы увидитесь один на один с собеседником и аудиторией помните:

  • на встречу лучше прийти за 15 минут до её начала (опоздание запрещено)
  • телефон нужно поставить на беззвучный режим
  • как бы ни пошёл диалог важно проявлять сдержанность
  • ни в коем случае нельзя говорить без умолку и кричать
  • говорить о себе нужно кратко и по делу.

Прежде чем начнётся сама беседа, важно заранее выучить для себя несколько золотых правил поведения при самопрезентации. Они помогут не только показать себя в выгодном свете, но и добиться желаемой цели.

Первые 7 секунд — самые важные при встрече. Это значит, что у автора самопрезентации крайне мало времени, чтобы успеть произвести первое впечатление. Поэтому важно с первой же доли секунды проявить уверенность в себе: голову держать прямо, не сутулиться, расправить плечи. Взгляд, голос и рукопожатие должно быть уверенными и спокойными.

30 секунд, чтобы расположить аудиторию к себе. Это значит, что за первые полминуты, еще до того, как вы начнете говорить, собеседники оценят вашу одежду, обувь, причёску, аксессуары (вплоть до наличия обручального кольца) и даже украшения (вплоть до серёжек или запонок). Для успешного собеседования вполне хватит наручных часов, серёжек делового или будничного стиля без лишних деталей, и обручального кольца. Одежда должна быть чистой и отглаженной, дыхание свежим. Также не возбраняется использовать парфюм, но в умеренных количествах.

Рассказ о себе

Когда вы начнёте говорить — следите за тембром голоса (важно не хрипеть, не кряхтеть и не писклявить). Далее, вам следует, не торопясь начать спокойный, взвешенный и уверенный рассказ о себе. Именно спокойствие и чуть низкий тембр голоса позволят расположить к себе собеседника и послужит проявлением профессионализма. Далее следует обратить внимание, что именно вы скажете. Лучше всего перед встречей запомнить несколько ключевых тезисов, и умело вставлять их в качестве важных фактов биографии. Такими заметками могут быть цифры, даты, проценты, названия конкурсов, личные достижения и названия компаний, с которыми уже состоялось успешное сотрудничество. Важно усиливать свой рассказ словами: “внедрил”, “добился”, “улучшил”, так как они продемонстрируют вашу успешность. Кроме того, будет уместными рассказать один-два примера успешных сделок.

Использование невербальных средств общения. Иными словами, помогать речи можно и нужно с помощью мимики, поз и жестов. Во время самопрезентации нужно четко контролировать свою позу, выражение лица и действие рук. Совершенно неуместным во время важных переговоров считается грызть ручку, ерзать, перебирать в руках какие-либо предметы и скрещивать руки или ноги. Такие манёвры ваш собеседник неосознанно считается, как неумение контролировать себя, нервозность и неуверенность. Произвести положительное впечатление помогут спокойствие, прямая осанка, уместная улыбка, кивание в ответ на речь собеседника и взгляд, направленный в глаза собеседнику. Такие невербальные знаки покажут собеседнику, что вы комфортно чувствуете себя во время встречи и готовы найти общий язык

Установление контакта

Самопрезентация включает в себя не только рассказ о своей личности и достижениях в форме монолога. Важной частью беседы является умение поддерживать диалог, внимательно слушать собеседника и отвечать на его вопросы. Кроме того, можно и самостоятельно задавать интересующие вопросы. Например, уточнять информацию о компании, которую представляет собеседник, о перспективах сотрудничества и даже об успешном опыте сотрудничества или заключения сделок.

Умение правильно ответить на вопросы: чтобы успешно справиться с уточнениями и вопросами о вашей персоне, важно избегать голословности и не нужных деталей. Лучше отвечать чётко и по делу, без лишних подробностей и рассуждений.

Финальная часть презентации: завершение встречи это один из ключевых моментов. Заканчивая разговор, в зависимости от цели нужно либо подвести собеседника к заключению сделки, либо закрепить его мнение о вас. Главное — замотивировать аудиторию и подтолкнуть к принятию выгодного для вас решения. Не возбраняется задать уточняющие вопросы. Например, когда ждать звонка и планируется ли новая встреча. Можно дополнить беседу парой ключевых фраз о том, почему именно вы подходите для дальнейшего сотрудничества. Кроме того, важно продемонстрировать вашу заинтересованность в дальнейшей совместной работе.

На прощание нелишним будет сказать собеседникам пару комплиментов и доброжелательно улыбнуться.

инфографик Самопрезентация

 Основные ошибки в самопрезентации 

Готовясь ко встрече с собеседником, создайте себе так называемый “стоп-лист”. Он будет состоять из действий. которые ни в коем случае не стоит выполнять во время самопрезентации. Все эти правила логичны и понятны, поэтому понять, почему так делать не стоит, сможет каждый.

Детали и фразы, которых нужно избегать во время самопрезентации:

  • Я не люблю свое предыдущее место работы
  • Мой руководитель – ужасный человек
  • Когда я смогу пойти в отпуск?
  • Вы не могли бы одолжить мне денег на такси?
  • Погодите, я сейчас отвечу на звонок.
  • Мне очень нужна работа в вашей компании.
  • У меня нет опыта работы, но я легко обучаюсь
  • Мы скоро закончим? У меня ещё одна встреча
  • Извините, пробки, я немного задержался
  • Мои дети ещё не ходят в детский сад, но я что-нибудь придумаю.
  • У меня пока нет машины, но это не важно
  • Мне не очень нравится график работы, можем ли мы его изменить?

Кроме подобных фраз испортить впечатление о вас могут излишняя суета и закрытые позы. Также навредит употребление отрицательных слов и выражений, избегание зрительного контакта. Приукрашивание самопрезентации и откровенная ложь тоже будут очень неудачным решением.

Помните! Самое сильное впечатление на собеседника производят искренние слова и естественное поведение. Важно вести себя тактично и проявлять лучшие человеческие качества, даже если вы обладаете далеко не всеми из них.

Пример простой самопрезентации

Можно также обратиться к многочисленным примерам уже готового текста будущего монолога о себе. Самопрезентация, составленная с учётом всех требований будет выглядеть следующим образом:

“Добрый день. Меня зовут Ярослав Иванов. Я занимаюсь программным обеспечением и IT-технологиями. Мой опыт в этой специальности — более 15-ти лет. Кроме того, я ежегодно повышаю квалификацию на различных курсах. 

В 2010 году я окончил ИТМО. В своё время поступить туда мне рекомендовали родители и знакомые. Они видели, что я увлекаюсь программированием, и были убеждены, что у меня есть талант. Став студентом, я всё свободное время стал уделять изучению темы программирования и разработки программного обеспечения. 

Я в совершенстве освоил языки программирования PHP, Java, Python. Работаю с SNV и TFS, а также с другими системами баг-трекинга и контроля версий.

Моей главной задачей на предыдущем месте работы было проведение автоматизации тестирования. Также это была работа с системами управления проектами. Благодаря предыдущей работе я изучил такие системы, как PRINCE2, Agile и Kanban. 

Я считаю своей сильной стороной любовь к решению проблем. Также я умею себя мотивировать и дисциплинировать. Я прекрасно работаю, как в команде, так и один. Кроме того, я обладаю стрессоустойчивостью и легко нахожу общий язык с людьми. 

В любом рабочем коллективе главное для меня принести максимум пользы. Как коллегам, так и организации в целом. Говоря о долгосрочных перспективах, я готов прилагать усилия, чтобы ваша компания оставалась лидером на рынке. 

На этом я заканчиваю рассказ о себе. Благодарю за возможность выступить и жду вопросов”. 

Все советы для самопрезентации сводятся к одному: в рассказе о себе нет ничего сложного. Главное: быть уверенным, говорить только важные и положительные сведения и уважать своих собеседников. Тогда и они пойдут вам навстречу и сформируют позитивное мнение о вашей личности.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Егор
Егор
3 лет назад

Как говориться «встречают по одежке , провожают по уму».Мой школьный психолог говорила , что на любых самопризентациях важно не только подать себя , но и «продать»

Порханова Катя
Порханова Катя
2 лет назад
Ответить на  Егор

все верно вам говорили . Можно и не быть в супер крутой одежке , главное как ты держишься и ведёшь себя в обществе

Лиана Берг
Лиана Берг
3 лет назад

я не люблю выступать перед публикой…у меня страх..руки трясутся , голос дрожит и всё забывается

trackback

[…] Если вы хотите ознакомиться со статьёй в текстовом варианте, вы можете сделать это здесь. […]

Елена Прутник
Елена Прутник
3 лет назад

Еще со времен школы боялась отвечать у доски…это для меня мегасложно и во взрослой жизни на работе выступать при коллегах

Lydia
Lydia
2 лет назад

надеюсь на собеседовании помогут знания полученные от этой статьи))

6
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x