До Макаренко педагогика была архаичной: в воспитании подрастающего поколения использовались устаревшие способы. Антон Семенович разработал уникальную методику, которая была опробована на воспитанниках детской колонии.
Вклад Макаренко в педагогику
Антон Семенович говорил так: “Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова — пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом”.
Метод Макаренко подходит как для специальных, так и для обычных школ. Допускается (и рекомендуется) использовать его в семьях. Его суть заключается в формировании ответственности за себя и других.
Самые известные методики Макаренко
Система воспитания Макаренко строится на 5 принципах:
- коллектив;
- трудовое воспитание;
- самоуправление;
- знание своего дела;
- дисциплина.
По мнению Макаренко, главной задачей воспитательной работы является воспитание личности в коллективе. Благодаря этому члены группы (большой или маленькой) оказываются связаны целями — дружескими, деловыми и бытовыми. Так развиваются индивидуальные особенности человека.
Дети учатся жить в социуме. Формируется командное мышление, развивается способность к эмпатии. Происходит ориентировка не только на получение, но и на отдачу. Благоприятное влияние на моральный облик детей оказывает правильная организация условий труда и быта.
Самоуправление возможно только в здоровом коллективе. При этом все важные моменты определяются общим голосованием, результаты которого не может отменить никто. Согласно методике Макаренко, голосование проводится для того, чтобы дети учились принимать трезвое самостоятельное решение. Так формируется переживание ответственности за свои поступки.
В прежние времена в детском коллективе выбирался старший. Срок его полномочий составлял 6 месяцев. Этот пост ребенок мог занимать только один раз, после чего он передавался другому. Таким образом каждый член коллектива имел возможность примерить на себя роль руководителя. По мнению Антона Семеновича, такой подход позволяет воспитать силу воли и умение приспосабливаться к жизненным обстоятельствам.
Макаренко был искренне убежден в том, что педагог, работающий с детьми, должен хорошо знать свое дело. Также он полагал, что самое главное в общении с детьми — искренность.
Согласно его методике, дисциплина является не средством и методом воспитания, а его результатом. Если педагог четко придерживается первых четырех пунктов, возникшая сама собой дисциплина поддерживается детским коллективом самостоятельно.
Система Макаренко считается идеалистической и слишком советской. Но ее принципы легко вписываются в современные реалии и позволяют воспитать ответственного человека, способного принимать волевые решения.
Очень полезная система воспитания макаренко
Мамам советую к прочтению!!!!
Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова — пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом”.👍👍👍полностью согласна!!