Внушение — как добиться своего

Внушение — это встраивание в другого человека собственных идей, установок, взглядов, которое происходит в процессе общения, эмоционального воздействия. Внушение (суггестия) не подразумевает волевой активности внушаемого, оно не опирается на логику, но базируется на запутывании, отвлечении внимания от основных задач, использовании малозаметных замечаний и фраз.

Внушение

Что такое внушение

Внушение в психологии — это способ воздействия на бессознательную часть психики человека. Такое влияние заставляет его некритически воспринимать взгляды, установки, мысли и убеждения, не основанные на собственных умозаключениях и опыте. Суггестию можно сравнить с умением пробраться в мозг другого человека и установить в нем необходимые настройки.

способы внушения

Для внушения производится воздействие на бессознательную часть психики, которая тесно связана с эмоциями. Внушающий отвлекает внимание, повторяет внушающую фразу много раз, критикует альтернативные суждения, использует красочные эпитеты, задействует эмоции другого человека.

Чем более значимая информация поступает от суггестора, тем легче она встраивается в психику внушаемого, тем быстрее он начинает считать ее истиной.

Все люди подвержены внушению, но степень внушаемости отличается. На нее влияет возраст и опыт человека, его физическое и эмоциональное состояние, умение критически мыслить и другие факторы.

От чего зависит эффективность внушения

Для внушения используются речевые и невербальные методы воздействия. Зачастую люди не осознают, что на них пытаются оказать воздействие, навязывать свои идеи и эмоции. Тех, кто может отследить тот момент, когда на него оказывают воздействие, немного.

Психологическое внушение может быть эффективным или не очень в зависимости от применяемых методов, а также факторов, касающихся личности человека, на которого направлено воздействие:

  • эмоциональной устойчивости;
  • настроенности на восприятие информации;
  • физического состояния;
  • имеющихся знаний и жизненного опыта.

Техники внушения базируются на готовности человека воспринимать передаваемую ему информацию без каких-либо логических объяснений, доказательств, научных фактов.

Внушению хорошо поддаются люди, которые:

  • боятся высказывать свою точку зрения;
  • стараются не выделяться, сливаются с толпой;
  • доверяют мнению других;
  • проявляют склонность к зависимым отношениям.

Тяжело внушаемые личности характеризуются:

  • активностью, инициативностью в делах, личной жизни;
  • глубокими знаниями в определенной области;
  • привычкой проверять факты и на их основании строить свое мнение;
  • независимой позицией.

Нелегко оказывать воздействие и на тех, кто проявляет особые черты характера:

  • высокомерие;
  • эгоцентризм;
  • эксцентричность;
  • угрюмость, некоммуникабельность.

Для эффективного внушения также необходимо, чтобы источник передаваемой информации был достаточно авторитетным. Способствуют встраиванию в психику идей и убеждений также:

  • эмоциональное, физическое истощение того, на кого оказывается воздействие;
  • категоричность преподносимой информации;
  • неожиданность;
  • многократное повторение;
  • эмоциональность и доля логичности в доводах суггестора.

Способствуют легкой внушаемости психические особенности человека. Так, люди, проявляющие психопатические черты, суеверные, зависимые (от наркотиков, алкоголя, имеющие другие мании) очень легко принимают информацию.

Снизить эффективность или сделать невозможным влияние на человека могут его внутренние барьеры:

  • склонность критически относиться к информации, проводить логический анализ провоцирует ее отторжение;
  • невосприятие информации на интуитивном уровне мешает ее интеграции в подсознание;
  • этические принципы не позволяют индивиду принять материал который противоречит им.

Опытные суггесторы для воздействия стараются не устранять барьеры, а подстраиваются под них. Так, если у объекта внушения интеллект ниже среднего, то воздействие подкрепляют негативными эмоциями. Для влияния на интеллектуально развитых людей применяется техника подстройки, которые задействуют позитивный эмоциональный заряд. Влияние на неуверенных, сомневающихся людей производится через доминирующую, властную позицию суггестора.

Инструменты внушения

Виды внушения

Специалисты выделяют два вида внушения. Вербальное (прямое, непрямое и явное) осуществляется при помощи слов, носит экспрессивный характер. В речевом воздействии большую роль играет интонация — через нее передается убедительность и ценность информации, авторитетность говорящего.

Невербальное внушение базируется на мимике, жестах. Воздействие осуществляется непосредственно на подсознательную часть психики.

Самовнушение

Психологическое воздействие на сознание человек может осуществить относительно себя самого. Так, самовнушением занимаются множество людей, когда произносят: “У меня все получится!”, “Я здоров!”, “Я добьюсь цели”. В приведенных примерах демонстрируется позитивный настрой личности и желание улучшить имеющуюся реальность. Проговаривая слова самовнушения, человек добавляет себе уверенности.

В случае, когда самовнушение носит негативную направленность, звучит: “Я не справлюсь”, “Я ничего не знаю”, “У меня ничего не получится”. Такие фразы свидетельство того, что человек недооценивает собственные возможности, не верит в положительное развитие событий.

Инфографик Самовнушение

Противопоставление

Этот вид психологического влияния работает “от обратного”. У человека, в сознание которого необходимо встроить какие-либо идеи или заставить действовать не так, как он согласен, противопоставление вызывает обратную реакцию. Например, если предлагаемое действие точно вызовет отторжение, то призыв к нему преподносят так, чтобы человек сам проявил инициативу и сделал нужное.

Так, считается, что непослушание подростков — это ответная реакция на ограничения со стороны родителей, воспитателей. Если дети знают, что им многое разрешено, но за свои поступки они несут ответственность, то ведут себя более дисциплинированно.

Эриксон рассматривал противопоставление, как феномен, базирующийся на биполярности речи и мышления. Он приводил такой пример: “Когда я говорю человеку о светлой стороне, он начинает вспоминать о темной.”

Авторитетное внушение

Влияние авторитетной личности на осознание легко внушаемых людей очень велико. Престиж, известность, статусность заставляют людей воспринимать суггестора, как источник истины.

Авторитетное внушение — один из способов, которые формируют установки личности, его мировоззрение. Авторитетное внушение происходит в семье при общении родителей с детьми, в школе, через каналы массовой информации. Оно подразумевает абсолютное некритичное принятие внушаемой информации. Способствует такому беспрепятственному впитыванию чужих идей недостаточная компетентность, чувство меньшей значимости, которое возникает у человека по отношению к авторитету.

Массовое внушение

Для воздействия на большую группу людей применяются методики, которые влияют непосредственно на их бессознательную часть психики. Достигается массовое внушение через использование разных интонаций голоса, особого ритма подаваемой информации, позы, жестикуляции суггестора. Массовое влияние не задействует части мозга, ответственные за критическое восприятие, анализ.

Согласно Фрейду, существует два типа коллективного внушения — то, которое оказывает лидер, и заражение — ему подвержены люди, попавшие в толпу. В общей массе человек (практически всегда) теряет собственную индивидуальность, гипнотическое воздействие большого коллектива меняет его поведение, влияет на эмоции, чувства, заставляет совершать стереотипные действия.

Участники большой группы начинают копировать поведение друг друга. Люди совершают поступки, которые для них не свойственны. В результате толпа становится одним большим организмом, у которого нет способности критически видеть ситуацию, принимать обдуманные решения. Направленность действий толпы определяет лидер.

Внушение

Положительное и отрицательное внушение

От того, в каком ключе высказывается мысль, зависит характер внушения.

Отрицательное внушение высказывается с частицей “не”:

  • не обманывай;
  • не кури;
  • не пей;
  • не болей;
  • не будь таким…

Подобные фразы формируют отрицательное видение мира, себя самого. Они становятся основой для появления страхов, ограничений, недоверия к людям. Родители, учителя часто используют отрицательные внушения по отношению к детям, желая заставить отказаться их от каких-либо действий.

Позитивные внушения, наоборот, формируют позитивное мировоззрение, способствует укреплению веры в собственные силы и возможности. Звучат положительные внушения, как противоположность отрицательным:

  • будь смелым;
  • действуй;
  • учись;
  • говори правду.

Негативные внушения не дают нужного эффекта, действуют наоборот.

Дети не выполняют данную им установку, а делают то, что противоречит ей.

Этому есть несколько причин:

  1. детям не объясняется, почему именно они не должны выполнять определенное действие;
  2. нет альтернативы — известно, что делать нельзя, но неизвестно, что можно;
  3. фразы о неправильных действиях становятся дополнительным внушением.

Чтобы добиться нужного эффекта, стоит делать акцент на то, что нужно делать, стараться избегать фраз о том, чего делать не нужно. Так удается сфокусировать внимание на правильном.

Роль внушения в образовании

В педагогике и образовательной сфере наиболее ярко проявляется роль внушения. Чтобы лучше понять, какие типы воздействия используются, рассмотрим несколько примеров.

Учитель — значимая фигура, занимающая ключевую роль в образовательном процессе. Если наставник пользуется уважением учеников, то он легко передает им свои знания, может внушать важные идеи, которые должны помочь детям чувствовать себя уверенно, принимать правильные для них решения.

Ученик в школе — личность, на которую направлено внушение. Он перенимает знания от учителей путем критического анализа материала, а также под влиянием внушения.

Ценность внушения

Внушение — инструмент, способствующий усвоению знаний, формированию мировоззрения и нравственной позиции личности. Внушение помогает привить детям привычку к заботе о здоровье, близких, природе, сформировать у них интерес к творчеству, науке.

Материальные инструменты внушения

Среда определяет сознание — эта фраза идеально подходит, чтобы пояснить влияние условий, в которых воспитываются дети, на их установки, видение мира. Красивые классы, удобные парты — материальные инструменты внушения идеи, что человек достоин комфортных условий.

Учебники являются источником авторитетного внушения. Стенды с биографиями ученых, исторических деятелей дают понимание, что человек может влиять на ход истории, добиваться успеха в своем деле.

Использование инструментов внушения

Для воспитания в детях способности к самоанализу, критическому мышлению, лидерских качеств необходимо правильно выбирать и дозировано использовать разные способы внушения. Эффективно работают положительное внушение и самовнушение, авторитетное и коллективное воздействие. Учителям стоит избегать отрицательных внушений, противопоставлений.

Внушение не должно быть единственным и постоянным инструментом учителя. Использование только этого метода воздействия формирует в детях чрезмерную покорность и неумение отстаивать свои интересы, точку зрения. Задача педагога — научить воспитанников самостоятельно изучать вопросы и делать собственные умозаключения.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Света Назарук
Света Назарук
3 лет назад

Что себе навнушаешь с тем и живешь ).

Гульнара Майер
Гульнара Майер
2 лет назад

Интересная статья !!

Ирина
Ирина
2 лет назад

Внушить можно много чего

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x