Анкетирование — это

Анкетирование — это инструмент получения первичной психологической (социально-психологической) статистической информации. Проводится анкетирование с целью выяснить общую картину в определенной тематике. Привлечение к участию в опросе групп людей, отобранных по определенному признаку, а также корректное составление опросника повышает его достоверность.

Анкетирование

Что такое анкетирование

 Анкетирование — это прикладной метод исследования. Он подразумевает получение ответов от респондентов на заданные вопросы открытого или закрытого типа.

Анкетирование оформляется как набор вопросов, логически связанных с основной задачей исследования. Вопросы, представленные в анкете, выясняют биографические данные, мнения, оценки, установки, ценностные ориентации и другие аспекты.

Анкетирование проводится анонимно. В анкете может указываться возраст, пол респондента, род его деятельности, семейный статус и другие сведения.

Целью анкетирования может быть:

  • получение информации теоретического характера;
  • изучение целевой аудитории;
  • получение сведений об уровне знаний изучаемой группы в определенном вопросе;
  • снижение уровня недопонимания, повышение уровня эффективности общения.

Анкетирование нередко применяется также и для налаживания положительно окрашенной связи с опрашиваемой группой. Люди, отвечающие на вопросы, воспринимают анкетирование как знак того, что их мнением интересуются. Это повышает лояльность исследуемой группы к тем, кто организаторам опроса.

Плюсы и минусы

Множество исследователей считает огромным преимуществом анкетирования перед другими методами сбора информации возможность за короткое время узнать мнение по заданным вопросам у большого количества людей. Исследование методом анкетирования позволяет:

  • быстро провести массовый мониторинг по интересующей проблеме;
  • в короткие сроки получить и обработать результаты;
  • использовать минимум труда и времени на подготовку, проведение и обработку полученных при анкетировании результатов;
  • сохранять беспристрастность по отношению к респонденту.

Есть плюсы касающиеся того, кто проводит анкетирование. Интервьюеру не обязательно проходить специальное обучение, к нему нет особых требований.

При таком большом количестве положительных моментов, все же есть и негативные стороны у анкетирования. Они связаны с тем, что этот метод не дает возможности получить абсолютно достоверные данные. Они зачастую скудные, не раскрывают других вопросов (кроме указанных в анкете) исследуемой тематики.

анкетирование как метод социальной психологии

Виды

Существует несколько типов анкетирования. В зависимости от количества участников выделяют индивидуальное и групповое.

В первом случае интервьюер находится один на один с респондентом, когда тот дает ответы на заданные вопросы. Групповое анкетирование проводится при участии большой группы участников собранных в одном помещении.

В зависимости от полноты охвата анкетирование может быть полным (например, все ученики одного класса) или выборочным (только несколько учеников одного класса, выбранные по определенному критерию).

Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера и заочно (респондент получает бланк со списком вопросов, после заполнения возвращает интервьюеру). Именно из-за того, что зачастую применяется такой метод анкетирования, все вопросы должны быть поставлены максимально четко, а им должна предшествовать пояснительная часть. В ней указывается, кто проводит опрос, с какой целью, предоставляется краткая инструкция по заполнению анкеты.

Раздаточное анкетирование

Этот вид анкетирования предполагает, что интервьюер вручает бланк с вопросами непосредственно в руки респонденту, тот заполняет поля для ответов и сразу возвращает бланк. Такое анкетирование считается наиболее достоверным — опрашиваемый попадает в условия, когда ему приходится отвечать быстро, максимально сосредоточенно. Почти всегда организаторы исследования получает все бланки с ответами назад.

Онлайн опросы

Онлайн-анкетирование — относительно новый метод исследования, ставший популярным, когда большинство людей получили доступ к глобальной сети. Исследование посредством интернета имеет особенность — на результаты опроса част влияет то, какие методы оформления анкеты применили организаторы — насколько удобна анкета при работе, быстро ли открывают новые вопросы.

 Иные виды анкетирования

Ранее широко использовавшееся, сейчас применяется все реже анкетирование через почтовые сервисы. Этот вид исследования предполагает, что респонденты получают бланки для заполнения по почте, а после отправляют их по указанному адресу. Такой метод исследования не гарантирует полного возврата отправленных анкет, поэтому ценность опроса снижается. Для того, чтобы повысить процент возврата анкет, организаторы исследования часто дополняют анкету сопроводительным письмом с обращением к респонденту.

Еще один недостаток почтового анкетирования — искажение выборочной совокупности, которое тоже негативно влияет на достоверность исследования. Оно зачастую не дает возможности получить достоверные данные по интересующему вопросу. Причина тому — низкий возврат ответов — не более 5%.

Почтовое анкетирование дает максимальную результативность и достоверные данные в случае, если применяется для опроса экспертов в определенной отрасли.

виды анкетирования в психологии

Правила составления анкет

Составление анкеты начинается с того, что исследователь формулирует гипотезу, требующую проверки через получение ответов от респондентов. Он определяет, какая именно информация ему нужна, кто входит в группу респондентов. Составить анкету для разнородной группы сложно, поэтому зачастую используют очень узкую выборку. Например, для исследования социально-психологических факторов возникновения никотиновой зависимости у подростков привлекают учеников 10-11 классов.

Задача составителя — определить метод, который будет использован для работы с респондентами. На то, насколько полные и достоверные данные удастся получить, влияет содержание вопросов в анкете. Его организатор определяет, ориентируясь несколько факторов (табл.).

Содержание вопроса при составлении анкеты Обоснование целесообразности Пояснение
Есть ли необходимость в этом вопросе? вопрос должен способствовать получению данных, которые помогут принять решение как удастся использовать полученные в ответе данные
Достаточно ли вопроса, чтобы получить необходимые сведения? удается ли получить необходимую информацию в полном объеме полученные ответы должны максимально прояснить все интересующие интервьюера аспекты
Может ли респондент дать правильный ответ на вопрос?

 

-респондент может не знать ответа;

 

 

 

 

-респондент может знать ответ, но забыть его;

 

 

 

 

-респондент не способен сформулировать ответ

—  “несведущие респонденты” есть в каждом исследовании, их количество колеблется на уровне 7-9%;

— снизить процент “забывчивости” у респондентов помогает  телескопирование(подсказка);

 

— ответы таких респондентов при обработке анкет выделяются в отдельный кластер “не смогли дать ответ”

Даст ли респондент правильный ответ на вопрос? — при анкетировании, касающемся личной информации, необходимо пояснить, почему именно она нужна;

-вопросы деликтного содержания (о наличии зависимости, предпочтений) предлагаются в виде компенсирующих утверждений

 

или

-в виде альтернативных вариантов ответа;

 

 

-вопросы относительно престижа респондентов (уровня образования, доходов);

 

— вопросы, касающиеся влияния внешний событий

 

— личные вопросы размещают в конце анкеты

 

 

 

— компенсирующие утверждения позволяют переформулировать деликатные вопросы так, чтобы они выглядели общепринятыми;

 

— при использовании альтернативных вариантов ответа расширяют шкалу;

 

— окружающая обстановка может сказываться на ответах;

 

При формулировании вопросов (максимально четких и понятных для респондента) нужно добиться, чтобы обе стороны (организатор и анкетируемые) одинаково понимали их значение. Для этого составители используют такие приемы:

  • проверяют использованные в вопросах слова, фразы на однозначность;
  • составляют вопросы так, чтобы они были максимально простыми;
  • анализируют, не провоцируют ли вопросы дать какой-либо ответ;
  • определяют, четко ли обозначены альтернативные варианты и все ли возможные из них представлены;
  • проверяют, насколько точно сформулированы предложения.

Респонденты дают ответы, ориентируясь на форму поставленных вопросов. Они могут быть:

  • открытыми (респонденту предлагается написать собственный вариант ответа так, как он его понимает);
  • с возможностью выбрать один из нескольких предложенных вариантов ответа;
  • дихотомическими (варианты ответа представлены в виде “да”, “нет”, “не знаю”).

При составлении анкеты используются вопросы нескольких функциональных типов:

  • основные — они касаются четко определенных фактов, суждений, являются фильтром для отсеивания нецелевых респондентов;
  • контрольные — их размещают между основными для отслеживания недостоверных ответов, проверки искренности респондента;
  • буферные — их вставляют между разными смысловыми блоками, цель таких вопросов — переключить внимание респондента с одной темы на другую;
  • контактные — способствуют установлению доверительной атмосферы, доброжелательности и открытости;
  • вопросы-ловушки — аналог контрольных вопросов, проверяют искренность респондента в завуалированной форме.

В анкете соотношение альтернатив с положительной и негативной направленностью должно быть одинаковым.

Вопросы выстраиваются в определенной последовательности. При определении ее составитель анкеты учитывает, что первым должен идти вопрос интересный, объективный, на который легко дать ответ. Также принимается во внимание, что обращение к респонденту во вступительной части отражается на рейтинге опроса. Вопросы:

  • должны быть логически связанными между собой;
  • внутри каждой темы они должны “перетекать” от общих к частным;
  • трудные вопросы ставят в конце темы.

После составления текста анкеты проводится работа по проверке, внесению корректив. Обращается особое внимание на последовательность задаваемых вопросов, их сложность, наличие переходов, четкой инструкции в начальной части.

Выясняются организационные моменты, касающиеся предварительного тестирования анкеты:

  • кто будет проводить анкетирование — сам составитель (это идеальный вариант) или привлеченные лица;
  • какая группа респондентов будет участвовать в тестировании предварительного варианта анкеты;
  • количество респондентов, необходимое для качественной проверки анкеты (для апробации сложных анкет требуется большее количество респондентов).

Анкетирование — это

При составлении анкеты необходимо соблюдать порядок расстановки вопросов:

  1. Их последовательность должна отвечать логике респондента, но не интервьюера. Вопросы должны пробуждать в человеке желание продолжить отвечать на последующие.
  2. Вопросы, касающиеся одной темы, необходимо группировать в отдельные блоки.
  3. Большую серию однотипных вопросов стоит разделять вопросами другой тематики так, чтобы они не оказывали влияния друг на друга (используется метод рассеивания или компоновка по типу воронки);
  4. Для подготовки респондента к ответу на основные вопросы применяются вводные вопросы, а при переходе между логическими блоками используют переходные вопросы.

В начальной и завершающей части анкеты предлагаются простые для респондента вопросы, в середине — наиболее сложные. Деликатные вопросы задают в завершающей части анкеты.

Сфера применения

Анкетирование используется в различных отраслях. Чаще всего им пользуются социологи, психологи для выявления общей картины по интересующему вопросу (например, осведомленности подростков относительно факторов, способствующих возникновению алкогольной или наркотической зависимости).

Анкетирование применяется во время маркетинговых исследований. Тогда производители или продавцы какого-либо продукта изучают заинтересованность потребителей в нем, а также определяют мнение уже пользовавшихся продуктом людей. Анкетирования позволяет понять, целевую аудиторию, ее запрос, востребованность продукта, особенности, которые привлекают и не нравятся.

В медицине анкетирование проводится с целью определения степени осведомленности определенной группы людей относительно факторов риска заболеваний, возможностей профилактики и лечения. Фармацевтические компании часто проводят анкетирование пациентов в маркетинговых целях.

Анкетирование, которое проводится в учреждениях социальной сферы, культуры помогает повышать качество предоставляемых услуг, внедрять новые, более удобные для потребителей формы работы.

Примеры методики анкетирования в платных условиях

Самый простой пример платного анкетирования — это исследования, которые ежегодно проводятся в разных регионах государственными органами статистики. Рандомно выбираются домохозяйства, которым предлагают в течение года участвовать в заполнении журнала-анкеты, в котором отражаются основные расходы. Хозяева каждый день вписывают в него траты (сгруппированные по тематическим блокам) на лечение и медикаменты, продукты питания, учебу, проезд, бытовые товары и т.д.

Ежеквартально участники анкетирования сдают представителю органа статистики заполненный за журнал, получают плату. Данные, полученные таким путем используют для составления потребительской корзины и подсчета ее стоимости.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Lesya
Lesya
2 лет назад

Всегда любила анкетирование в университете. Можно случайно тыкнуть на правильный вариант))

Диана Бегеза
Диана Бегеза
2 лет назад

Анкетирование самый лёгкий способ получения какой-либо информации

Аноним
Аноним
2 лет назад

считаю, что анкетирование это НЕ САМЫЙ точный багаж полученной информации.

Геннадий
Геннадий
2 лет назад

Анкетирование=легко и просто. Не нужно что-то думать и подбирать слова.

Валентина гаврилюк
Валентина гаврилюк
2 лет назад

Достаточно лёгкий и доступный способ получения информации. Я считаю, что проводить анкетирование легко среди молодёжи и студентов. Они относится к этому как-то проще чем развёрнуто отвечать на вопросы.

5
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x