Гиперопека — это чрезмерная забота по отношению к детям со стороны родителей. Проявляется такой тип детско-родительских отношений повышенным вниманием к действиям ребенка, контролем его действий, отслеживанием социальных контактов. Гиперопекающие родители рассматривают многие ситуации в жизни отпрыска, как потенциально опасные. Чтобы предотвратить воображаемые негативные последствия матери, отцы пытаются защищать своих детей, ограничивая их свободу, пресекая попытки проявить самостоятельность.
Что такое гиперопека
Проявление повышенного родительского внимания, попытки защитить ребенка от опасности, которой в реальности даже не существует, называют гиперопекой. Этот термин скрывает за собой и другие проявления:
- желание все время удерживать чадо в поле зрения, возле себя;
- стремление привязать ребенка к своему настроению, эмоциям;
- научение действовать определенным образом, который родители считают самым безопасным.
Ребенка избавляют от необходимости самостоятельно решать возникающие проблемы.
Ему предлагают либо готовые решения, либо все трудности “разруливаются” без его участия. В результате у человека нет необходимости не только необходимости справляться со сложными жизненными ситуациями, но и отсутствует умение трезво оценивать их.
Гиперопека родителей лишает ребенка способности мобилизовать энергию для решения проблем. Он ожидает помощи со стороны (в первую очередь, от родителей). Постепенно развивается выученная беспомощность — видение любой сложной ситуации, как неразрешимой.
Знание о том, что такое гиперопека, а также понимание проблем, которые она порождает, дает возможность родителям осознать свои неправильные действия. Но справиться с причинами, вызвавшими стремление чрезмерно опекать чадо, без помощи специалиста может быть непросто.
Причины гиперопеки
В большинстве случаев сами родители не осознают, что проявляют гиперопеку по отношению к своему ребенку, которому может быть всего несколько лет или несколько десятилетий от роду.
Среди факторов, вследствие которых формируется чрезмерная опека, стремление к гиперпротекции, такие:
- повышенная тревожность, мнительность — мать или отец постоянно испытывает предчувствие беды, надвигающейся опасности, обладает богатым воображением, представляет сцены болезней, падений, аварий;
- перфекционизм — желание выглядеть идеальной матерью или отцом, воспитать ребенка самым умным, красивым, здоровым реализуется через жесткий контроль его поведения, ограничение самостоятельности;
- стремление к самореализации — сильные положительные черты родителя, у которого нет возможности проявить себя в карьере, в личной жизни реализуются через повышенное внимание и контроль по отношению к ребенку;
- чувство вины — по каким-либо причинам родитель ощущает враждебность по отношению к ребенку, испытывает неудовлетворенность, разочарование. Такие неприемлемые Фчувства создают почву для чувства вины и негативных переживаний, интенсивность котлорых снижается при гиперопекающем поведении;
- неспособность к адаптации — взросление ребенка может сопровождаться бессознательным желанием со стороны родителей не замечать этого процесса. Они проявляют такую же заботу о сыне или дочери, как о маленьком.
Еще одной причиной формирования гиперопекающего проведения со стороны родителей может стать нехватка любви в детстве. Проявляя чрезмерную заботу о своих детях, недолюбленные родители компенсируют свой дефицит. У них формируется обостренная зависимость, привязанность и любовь к своему малышу.
Симптомы гиперопеки
Постоянная чрезмерная опека, желание контролировать действия, эмоции, круг общения ребенка — главные симптомы проблемы. Дети, которые пребывают рядом с гиперопекающей матерью или отцом, зависят от настроения и чувств родителя.
Старший член семьи отдает приказы, выставляет требования, манипулирует и шантажирует. При этом все перечисленные приемы влияния на сына, дочь интерпретируются, как проявление любви, заботы о благополучии. Решения относительно жизни ребенка принимаются без его участия. Даже в самом простом вопросе о том, что съесть на обед, пожелания ребенка не учитываются.
Гиперопека охватывает все сферы жизни ребенка — от здоровья, питания, до учебы, выбора друзей.
Одни родители ожидают от него хорошей успеваемости в школе, выдающихся достижений в спорте или творчестве. Другие действуют в противоположном направлении — пытаются оградить чадо от физической работы, умственных нагрузок. Часто матери делают домашние задания вместо детей, читают школьникам вслух, складывают им портфель. Итогом такого родительского поведения становится неуверенность сына, дочери в собственных силах, повышенная тревожность.
Попыки “отфильтровать” окружение отпрыска, наложение запрета на контакты с “неподходящими” людьми приводит к тому, что ребенок не умеет адекватно оценивать тех, с кем сталкивается в жизни. На этом фоне возникает восторженность новым знакомым либо, наоборот, настороженность по отношению к людям. Оба варианта становятся причиной глубокого разочарования, проблем в общении, приводят к одиночеству.
Классификация
Гиперопека родителей проявляется разнообразными способами. В психологии существует классификация чрезмерной протекции, которая различает несколько типов:
- Доминирующий. Возникает при авторитарном подходе к воспитанию. Предполагает беспрекословное подчинение воле родителя, мнение ребенка не принимается во внимание. В семье существует система строгих запретов, имеются четкие правила поведения. Непослушание влечет за собой наказание. Потребность ребенка быть услышанным, принятым не принимается во внимание. Доминирующая гиперопека способствует созданию в семье атмосферы недоверия, критики, способности младшего члена снижаются.
- Потворствующий. Все сиюминутные желания и детские капризы выполняются сразу же. Ребенок является центром внимания всех членов семьи, занимает позицию кумира. Старшие члены ограждают его от любых трудностей, необходимости справляться с повседневными задачами, решать возникающие проблемы. У ребенка формируется завышенная самооценка, его самолюбие очень уязвимо. Он испытывает постоянную потребность во внимании окружающих, формируется истероидный характер.
- Демонстративный. Родители используют ребенка чтобы повысить собственный статус. Гиперопека возникает из-за неуверенности в себе, зависимости от оценки окружающих. Приобретение дорогих вещей, учеба в престижной школе или ВУЗе, посещение “модных” спортивных секций — всего лишь желание продемонстрировать собственный “статус”.
- Инертный. Проявляется в желании родителей удерживать ребенка в зависимости, полностью контролировать его несмотря на возраст. Любая инициатива, попытки к самостоятельности со стороны чада подавляются сразу же.
Ребенок родителей, проявляющих инертный тип гиперопеки, развивается медленнее своих сверстников. Он начинает ходить позже, не владеет навыками самообслуживания, робеет в ситуации, когда нужно общаться с другими детьми или взрослыми.
Осложнения, которые может вызвать гиперопека
Чрезмерная гиперопека закладывает фундамент для серьезных проблем. У детей затормаживается, искажается развитие. От родителей передается беспокойство, недоверие к миру, людям.
Нередко на фоне гиперопеки возникают неврозы — фобический, навязчивых состояний. Чрезмерная протекция провоцирует мутизм, при котором человек не разговаривает, хотя речевой навык у него сформирована.
Адаптация к социуму происходит крайне тяжело. Причиной этого становятся последствия гиперопеки:
- неуверенность в собственных силах;
- желание избежать трудностей;
- инфантилизм;
- несамостоятельность.
Дети с трудом заводят друзей, справляются со школьными заданиями, определяются с будущей профессией. В подростковом возрасте выросшие в гиперопеке часто бунтуют против влияния родителей, учителей. Это проявляется скандалами, уходами из дома.
Диагностика
Родители редко осознают, что их поведение по отношению к детям создает проблемы. Зачастую гиперопеку диагностируют психологи, когда к ним обращаются родители с просьбой помочь “сделать малыша” послушным, как раньше.
Специалисты выявляют аффективные поведенческие отклонения у ребенка, которые сформировались под влиянием чрезмерной опеки и постоянного контроля.
Для выявления гиперпротекции применяются различные методы:
- беседа — психолог или психотерапевт проводит сбор анамнеза, уточняет жалобы, проводит опрос относительно методов воспитания, применяемых в семье;
- наблюдение за клиентом — на гиперпротекцию указывает неуверенное, тревожное, демонстративное поведение, пренебрежение к обследованию. Может проялвться пониженная речевая активность, навязчивость, нежелание установить зрительный контакт;
- рисунок семьи дает возможность выявить, кто из родителей доминирует в семье, оценить положение ребенка, понять, насколько значимым он считает себя и других членов семьи;
- метод рисуночной фрустрации Розенцвейга — используется для выявления реакции ребенка на неудачу, умение найти выход из сложной ситуации, выявление препятствий, которые не позволяют активно действовать;
- анкетирование родителей — проводится для определения типа воспитания, выявления признаков повышенной опеки.
Результаты анкетирования родителей могут быть искажены при соответствующей настроенности последних.
Специалисты используют опросники В. В. Столина, А. Я. Варги, тест ЛИРИ
Гиперопека: как с ней бороться
Чтобы предотвратить негативные последствия гиперопеки необходима помощь психолога. Специалисты в работе с родителями и детьми применяют различные методы.
Психологическое консультирование направлено на то, чтобы старшие члены семьи осознали и приняли факт гиперопеки со своей стороны. Во время сессий удается выявить причины проблемы, а также разработать стратегию ее преодоления. Консультирование предполагает работу с конкретной проблемой, длится оно от 7 до 15 сессий.
Более глубокая и длительная проработка причин и последствий гиперопеки проводится в рамках терапии. Для помощи клиентам специалисты применяют различные подходы.
В модельности когнитивно-поведенческой терапии проводится коррекция страхов, неуверенности, страхов. Формируются новые стили и сценарии поведения, которые позволяют ощущать спокойствие, уверенность, независимость даже в самых сложных ситуациях.
Семейная психотерапия направлена на установление коммуникации, взаимопонимания, взаимопомощи, принятия особенностей каждого члена семьи. Дети и родители овладевают навыком общения за рамками стереотипа “главный-подчиненный”.
Чтобы закрепить полученный во время сессий результат, психолог или психотерапевт дает детям и родителям домашние задания. Во время следующих встреч отслеживает, выполнены ли они, выясняет мнение и эмоции клиентов относительно проделанной самостоятельной работы.
Я уехала из дома в другой город как только школу закончила, чему безумно рада, иначе меня бы до пенсии контролировали.помню, когда училась в классе 10-11 стоило мне задержаться после уроков или пойти к подружке, так мои родители уже нафантазировали себе, что я успела бухнуть, покурить, ширнуться или заделать бэбика..постоянно мне говорили:вот забеременеешь — мы твоего ребенка воспитывать не будем)))хотя у меня и мыслей то таких не было)я была приличная девочка))
И я такая. Тоже уехала в другую страну, но и по скайпу продолжают учить жизни . Родителей очень люблю, но иногда хочется, чтобы наконец поняли, что я отдельный от них человек со своей жизнью. И комплексы есть- замкнутая, скованная, нерешительная. Не знаю как от них избавиться.
У меня бабушка до сих пор так контролирует маму )))))
Я такая и до сих пор живу с родителями… И профессию они за меня выбрали. Честно говоря, ненавижу свою жизнь, но считаю, что могло быть и хуже. Трудно принимать решения, очень боюсь перемен… Вот так вот и сижу в своем болоте.
Да уж, и откуда только берутся такие мамочки? И ведь они уверены на 1000 %, что они творят добро для своего ребенка. Кто ж лучше чем мама покормит и оденет, кто ж еще о доченьке позаботится, кроме мамы.
Меня моя свекровь еще и упрекает его постоянно, я, мол, тебе всю жизнь отдала, а ты этого не ценишь!!!
Сыну 7 лет, сейчас первоклассник. У меня наконец-то встали на место мозги и я поняла, что все делала не правильно. У нас явно была гиперопека с моей стороны, со стороны его отца и частично с бабушкиной. Он не может от меня отвязаться. Плачет по ночам, что ему завтра в школу. Спрашиваю, в чем дело — «там все нормально, только тебя там нет». И рыдать. Из школы звонки по мобильному каждую свободную минуту — уже запретили…
Не скажу, что гипер-гипер опека была, но многое из перечисленного вами присутствовало. Нормально все сейчас. Когда уехала учиться — была счастлива. 5 лет в общаге. Сейчас работаю. Только замечаю за собой некоторую трусливость по жизни (боюсь менять работу, боюсь принять решение), чтоли. Борюсь
И меня пытаются контролировать, но я сопротивляюсь как могу )))))) Живу отдельно
А я детей пока не решаюсь рожать, частично из-за этого. Я почти уверена, что буду такой же как мои родители- гиперответственной и в постоянном страхе. Не хочу себе так усложнять жизнь, не говоря о ребенке…
Родители всегда будут родителями, поэтому в любом случае они будут волноваться.Конечно, когда это переходит все границы — это уже ненормально , но ребёнок этого же не может понять , он просто слушается своих родителей — то не делает , туда не ходит.
Вот из-за таких ЯЖМАТЕРЕЙ, которые нездорово заботятся о своих детях потом и вырастают те ,кто нормально не могут адаптироваться в обществе. Без маминого совета никуда
дети, которые выросли под гиперопекой родителей и бабушек с дедушками к взрослой жизни не преспособлены. И им оч тяжело справляться с трудностями (по себе знаю)
Все должно быть в меру!от гиперопеки тоже ничего хорошего . Потом ребенок как подрастет ему захочется делать все на зло родителям
Всё родители (нормальные) переживают за своего ребёнка и часто просто не замечают , как становятся гиперопекунами,..