История психологии и ее корни уходят далеко в прошлое. Их можно проследить до Индии, Китая, Ближнего Востока и Европы, где некоторые образованные люди всю жизнь пытались понять других.
Особую озабоченность у нее вызывал вопрос о том, как работает наш разум и как его функции соотносятся с функциями нашего тела.
Более 2000 лет назад Будда и Конфуций размышляли о силе разума и порождении идей.
Евреи на Ближнем Востоке, Сократ, его ученик Платон и его ученик Аристотель в Греции исследовали вопрос о том, представляют ли тело и душа независимые единицы или связаны друг с другом. Они задавались вопросом, является ли человеческое знание врожденным или приобретенным посредством опыта.
В 18-м В XIX веке Декарт и Локк пересмотрели некоторые из этих старых вопросов, и Локк создал знаменитую ныне концепцию разума как «чистого листа». Идеи Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка внесли значительный вклад в развитие современного эмпиризма, представления о том, что знание основано на чувственном опыте и что наука должна основываться на наблюдении и эксперименте.
Предмет и методы изучения
Психология — это наука о поведении (обо всем, что делает организм) и о психических процессах (опыте, субъективных переживаниях, которые мы выводим из поведения). Ключевое слово в этом определении — наука.
Если говорить о ее истории, то стоит рассказать о том, как теории, основные направления постепенно открывались человеческому уму и занимали свое достойное место для блага человечества.
Как у каждой науки, у психологии есть свои задачи:
Исследователи истории психологии в своих научных изысканиях применяют методики, отличающиеся от применяемых общей психологии:
Выделение в отдельную науку
Понятие психологии и сознания ввел в немецкий язык Кристиан Вольф (1676-1754), понятие бессознательного впервые использовал его ученик Эрнст Платнер.
Но основателем психологической науки все-таки считается В. Вундт. В 1873–1874 годах он написал труд «Основы физиологической психологии», который Ученый назвал его физиологической психологией. В этой работе В. Вундт объединил множество накопленных знаний в отдельное учение.
История психологии. Развитие в разный период
Что касается истории развития психологии, с момента ее зарождения и первых шагов, они восходят к классическим временам. В нем некоторые философские течения уже говорили о человеческом существе, обладающем способностью выражать, чувствовать и общаться, что можно отличить от остальных физиологических функций.
Сегодня признано, что история психологии претерпела изменения по сравнению с анализом множества призм. Вот почему, говоря о происхождении психологии, следует учитывать не только исторические факты, но и то, кем он был и кем считается первый психолог в истории.
Античные времена
Ок. 390 г. до н. э. Платон различает четыре уровня человеческого знания: предположение
- доверие
- понимание
- знание истины (последнее достигается только через мышление, а не через восприятие).
Он различает восприятие и реальность и разработал многослойную модель души, в том, что он больше не разделял социальные классы по видам деятельности (ученичество, статус питания, военный статус), а по духовным сферам (разум, желание, отвага).
Душа у Платона была бессмертной и жила в духовной форме после смерти тела, пока не воплотиться снова. То, как это будет происходить в будущем, зависело от того, как поступил носитель в жизни, потому что при хорошем поведении души ведут счастливую жизнь в присутствии богов, с несправедливой жизнью они подвергаются суду мертвых и могут войти в преступный мир. На этой модели основаны многочисленные религиозные представления о том, как устроена душа у людей.
Ок. 350 г. до н.э. Аристотель: Первый учебник психологии: «О душе». Аристотель впервые отделяет друг от друга психологию и философию. Он исследовал отношения между душой и телом, изучил способности души к восприятию, мышлению и воображению и описал структуру души.
В предисловии он писал, ссылаясь на некоторых досократиков, что одна из самых сложных частей этого — получение надежного знания о душе, но оно того стоит из-за важности предмета.
Для Аристотеля именно душа первой дала жизнь телу, то есть чему-то нематериальному, но которое не может существовать без тела, поэтому оно не бессмертно, как предполагал Платон. Согласно Аристотелю, душа позволяет людям думать, но также отвечает за чувственное восприятие и эмоции. которые имеют физическое воздействие. Душа в конечном итоге управляет всеми жизненными процессами, так что Аристотель поселил душу в сердце. Аристотеля сейчас считают настоящим отцом психологии.
Около 400 г. до н.э. Августин описывает свое личное развитие в своей работе и, таким образом, вводит автобиографический метод наблюдения. Августин подчеркивает важность опыта осознания себя и своей индивидуальности.
Все эти ученые выделяли два направления:
Средние века
Около 1250 г. Фома Аквинский исследовал фундаментальные проблемы природы души и ее связи с телом («проблема тела и души»).
15-16 век. В эпоху Возрождения люди рассматриваются как личности. Психологический интерес представляют индивидуальность, индивидуальность человека, восприятие характера.
1590 г. Термин «психология» впервые использовал Рудольф Гоклениус (1547-1628).
Новое время
В этот период новыми научными подходами — рациональность и доказательность теорий. Психологи интересуются вопросами развития сознания, перестают изучать внешние проявления человеческой деятельности. Начинается активная борьба между рационалистическим, сенсуалистическим подходами.
Около 1630 г. Философ Декарт различал человеческую душу как мыслящую субстанцию и тело как пространственно-протяженную субстанцию.
XVIII век
С 1785 по 1790 год Карл Филипп Мориц написал «Антон Райзер. Психологический роман». Из предисловия: «Этот психологический роман, в лучшем случае, можно было бы назвать биографией, потому что большинство наблюдений взяты из реальной жизни. — Любой, кто знает ход человеческих дел и знает, как то, что часто может стать очень важным в течение жизни, что поначалу казалось маленьким и незначительным, не столкнется с кажущейся незначительностью некоторых обстоятельств, о которых здесь говорится. Также нельзя ожидать большого разнообразия персонажей в книге, которая, как предполагается, изображает внутреннюю историю человека, потому что предполагается, что она не распределяет силу воображения, а скорее собирает ее вместе и заостряет взгляд души внутри себя. Конечно, это не так-то просто.»
XIX начало XX вв
Рождение психологии , как мы его знаем сегодня, попало в конце 19 — го века в немецкой лаборатории , где Вильгельм Вундт, первый реальный психологический эксперимент в первой психологической лаборатории , проведенной. Вскоре образовались школы: Титченер и другие структуралисты искали основные элементы души, обучая людей смотреть внутрь себя и описывать мельчайшие элементы своего опыта. В попытке понять, как психические и поведенческие процессы помогают нам адаптироваться, выживать и процветать, Уильям Джеймс и другие функционалисты пытались объяснить, почему мы делаем то, что делаем.
В коротки сроки было предложено несколько практических методик:
- экспериментальный подход;
- генетическое наблюдение;
- логический метод;
- освоение, анализ проб и ошибок.
Когда появилась теория Дарвина, произошел полный отказ от механистического детерминизма. В психологической науки начали появляться новые отрасли:
- зоопсихология;
- генетические исследования;
- дифференциальные исследования.
XX начало XXI вв
1823 г. Астроном Ф. В. Бессель определяет индивидуальные различия во времени реакции при наблюдении прохождения звезд в телескоп: «Персональное уравнение».
1826 г. Физиолог Я. Мюллер развивает теорию «специфических сенсорных энергий».
1834 г. Физиолог Э. Х. Вебер с помощью исследований мышечного чувства показывает, что просто заметная разница между двумя гирями пропорциональна размеру гирь (константа Вебера).
1852 г. Вслед за Т. Янгом (1802) физиолог Х. фон Гельмгольц разработал трехцветную теорию цветового зрения (теория Юнга-Хеймгольца).
1860 г. Г. Фехнер («Elernente der Psychophysik») разрабатывает наиболее важные психофизические методы (для определения испытанной интенсивности физического сенсорного стимула) и расширяет выводы Вебера о «законе Вебера-Фехнера»(логарифмическая связь между физическим стимулом и ощущаемым воздействием). интенсивность).
1872 г. Ч. Дарвин («Выражение эмоций у людей и животных») проводит сравнительные поведенческие исследования» и подчеркивает непрерывность развития от животных к человеку. После его книги (1871 г.) «О происхождении человека» человек теперь рассматривается полностью как естественное существо.
1879 г. В. Вундт основывает первую психологическую лабораторию в Лейпциге. 1883 г. Англичанин Ф. Гальтон («Исследования способностей человека и их развития») ввел статистику в психологию и основал эмпирическое исследование личности на основе тестов и анкет.
1885 г. Х. Эббингауз («О памяти») разрабатывает важнейшие методы исследования памяти и определяет «кривую забывания» на основе экспериментов над собой.
1890 г. Ч. фон Эренфельс использует мелодии, чтобы показать, что восприятие сложных паттернов не может быть получено аддитивно из элементов.
1895 г. Вместе с Дж. Брейером С. Фрейд публикует первое исследование пациента, получившего «психоаналитическое лечение» («Исследования истерии»).
1898 г. «EL Thorndike» публикует первые эксперименты на животных по обучению методом проб и ошибок »в своей диссертации« Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных ». 1900 г. С. Фрейд («Толкование сновидений») представляет основы психоанализа на основе анализа собственных сновидений.
1904 г. И.Ф. Павлов публикует первые исследования на собаках по «условному рефлексу» («О психологической секреции слюнной железы»).
1904 г. К. Спирмен («Общий интеллект, объективно определенный и измеренный») делает вывод из статистического анализа эффективности разведки, что каждое выступление состоит из общего и определенного факторов. 1905 г. А. Бине вместе с Т. Симоном во Франции создают первую шкалу интеллекта для детей («Возраст интеллекта»).
1911 г. У. Стерн развивает концепцию коэффициента интеллекта (IQ).
1912 г. М. Вертхаймер («О феномене Фи») основал гештальтпсихологию своим исследованием псевдодвижений.
1913 г. Дж. Б. Уотсон («Психология с точки зрения поведения») программно развивает методологические принципы бихевиоризма.
Стоит также отметить, что в этот период начали появляться новые направления:
Настоящее время
Современная психология расширяется и становится глобальной. Психологи работают, преподают и исследуют различные области в 69 странах мира.
Проведение исследований и практических действий в области психологии, создание понимания дифференциации различных психологических подобластей и их взаимоотношений друг с другом, а также исправление неточных или неправильных представлений о психологических концепциях, методах и сферах деятельности.
Сферы психологии включают фундаментальные исследования (в основном выполняемые психофизиологами, психологами, занимающимися вопросами развития и когнитивными, дифференциальными и социальными психологами), прикладные исследования (выполняемые, среди прочего, рабочими, промышленными и организационными психологами) и множество различных областей применения, в том числе в клинической психологии (работа психотерапевтов и клинических психологов).
Клинические психологи обследуют, тестируют и лечат людей с психическими расстройствами (с помощью психотерапии).
Психиатры также обследуют, тестируют и лечат людей с расстройствами, но они являются медицинскими работниками, которые могут как прописывать лекарства, так и проводить психотерапию.
Основные представители и школы
Самый важный из неоднократно обсуждаемых вопросов в психологии — это баланс между влиянием предрасположенности (генов) и окружающей средой (всеми другими влияниями, которым мы подвергаемся от зачатия до смерти).
Философы давно спорят, что важнее — предрасположенность (как считали Платон и Декарт) или окружающая среда (как думали Аристотель и Локк).
Дарвин предложил механизм — принцип естественного отбора — с помощью которого природа выбирает случайные вариации, которые позволяют живым существам выживать и воспроизводиться в определенных средах.
Сегодняшние психологи придерживаются мнения, что в большинстве случаев каждое психологическое событие является одновременно биологическим и физическим событием.
Интересно !
Много интересного узнала для себя!
Дильтей писал интересные вещи.
Суперическая статья!
Гештальт психология 👍👍👍
[…] отметить, что, в отличие от других психических расстройств, в данном случае человек не выдумывает симптомы, но на […]