Что же такое понятие «локус контроля»? Разберемся в данной статье. Одной из наиболее широко предлагаемых для исследований из различных областей психологии концепций является концепция локуса контроля (по-латыни locus означает «местоположение» или «место»), сформулированная американским психологом Джулианом Б. Роттером в 1966 г. в его «Социальной психологии».
Теория научения, рассматривая его как черту личности, и определила его так:
«Когда человек понимает, что подкрепление следует за его действием, но не зависит от этого действия, то в нашей культуре это обычно воспринимается как результат случайности, судьбы, нахождения под контролем других людей, обладающих властью, или как нечто подобное, непредсказуемое из—за большой сложности вызывающих ее сил. Когда человек интерпретирует событие таким образом, мы называем это верой во внешний контроль. Если человек понимает, что событие зависит от его или ее собственного поведения или его относительно постоянных характеристик, мы называем это верой во внутренний контроль.»
Таким образом, «локус контроля» относится к субъективным убеждениям о наших собственных способностях контролировать, направлять или преобразовывать важные события в нашем жизненном опыте.
Эти убеждения составляют основу нашего поведения, потому что они влияют на планирование и последующее выполнение нашей деятельности, направленной на достижение определенной цели, вызывая, в свою очередь, эмоциональные состояния , которые могут варьироваться от гордости до стыда.
Локус контроля ( «место», где находится причина пережитого события) влияет на то, как мы взаимодействуем с окружающей средой , в зависимости от степени нашего контроля над событиями, происходящими в нашей жизни. Человеческим существам необходимо иметь определенную степень контроля над аспектами, которые мы считаем важными в нашей реальности, для достижения наших целей.
Определение локуса контроля Роттера
Происхождение термина «локус контроля» было введено Джулианом Роттером в 1966 году как часть его теории социального научения.
Роттер также разработал шкалированный тест, чтобы определить, имеет ли человек внутренний или внешний локус контроля.
Изначально Роттер предложил, чтобы для разных целей могли быть отдельные контрольные точки (например, одна для любви и одна для общественного признания). Однако эта идея потерпела неудачу при попытке создать инструмент измерения, который разделил бы эти цели на независимые факторы. Затем Роттер изменил свой подход и объединил все цели в единую фигуру, глобальную концепцию локуса контроля.
Концепция локуса контроля не прижилась с самого начала, в основном потому, что современники и ученые, последовавшие за Роттером, преуменьшали важность локуса контроля в рамках различных теорий обучения и мотивации.
Только в 1978 году, когда Уоллстон и ДеВеллис опубликовали «Развитие многомерного локуса контроля здоровья», было достигнуто четкое понимание того, что такое локус контроля и как он влияет на важные жизненные решения.
Способ, которым Уоллстон и ДеВеллис подняли эту важность, заключался в том, что они ссылались на то, как ожидания поведения людей в отношении здоровья могут определять их действия в ситуациях, связанных со здоровьем. Другими словами, если у человека был внутренний локус контроля, он действовал с большей осознанностью и принимал соответствующие меры, чтобы позаботиться о своем благополучии; если, с другой стороны, они считали, что ответственность за их состояние здоровья лежит на внешней силе, они с меньшей вероятностью искореняли вредные привычки и выбирали более здоровые.
Другие психологи, такие как Филип Зимбардо, позже внесли свой вклад в упрощение и уточнение концепции, предложенной Роттером, указав, что локус контроля — это «убеждение о том, зависят ли результаты наших действий оттого, что мы делаем, или они зависят от других вещей, выходящих за рамки этого». наш личный контроль».
Шкала, разработанная Роттером, широко использовалась с момента ее создания, однако следует отметить, что она также неоднократно подвергалась критике со стороны тех, кто считает, что локус контроля нельзя измерить таким преднамеренным способом.
Это связано с тем, что шкала, разработанная Роттером, позволяет людям выбирать только одну из двух возможностей для каждого элемента, что ее критики считают слишком ограничивающим в случае свойства, которое считается такой сложной частью человеческой личности.
Формирование локуса контроля
Локус контроля каждого человека, очевидно, зависит от его личности, но это не то, с чем он рождается. На самом деле, у большинства людей внутренний или внешний локус контроля проявляется в разное время их жизни или в разных ситуациях.
Таким образом, это не неизменная и категоричная характеристика, а скорее континуум, зависящий от множества переменных.
Как правило, нет единого локуса контроля. Что значит иметь тот или иной тип локуса контроля? Локус контроля отражается в том, как люди воспринимают те или иные ситуации и, следовательно, показывает представление, которое каждый человек имеет о самом себе.
В этом смысле выражение «сдал» означает, что человек приписывает обстоятельство, например, сдачи экзамена себе, то есть берет на себя ответственность за факт, выражая свою ценность, собственные способности и свою компетентность. И в случае высказывания «не сдал» ответственность за непрохождение берется на себя.
Эти два примера соответствуют внутреннему локусу контроля, в котором человек чувствует, что контролирует ситуацию независимо от результата.
Столкнувшись с такой же ситуацией, «я был одобрен» означает, что человек приписывает обстоятельство сдачи экзамена другим, будь то экзаменаторы или удача, то есть он не несет ответственности за факт и приписывает результаты внешним факторам, а не собственной конкурентной способности.
В случае высказывания «я отстранен» ответственность за непрохождение не принимается, так как этому явились внешние обстоятельства.
Эти два примера соответствуют внешнему локусу контроля, в котором человек не ощущает контроля над ситуацией независимо от ее исхода.
В целом локус контроля не категоричен, то есть люди не имеют только один локус контроля, а в зависимости от разных ситуаций перенимают тот или иной.
В этом смысле можно путем приобретения навыков решения проблем постепенно увеличивать диапазон внутреннего локуса контроля.
Однако в этом отношении есть исключения, так как некоторые виды расстройств, например, определенные типы расстройств личности или психопатии, имеют в качестве характерной черты внешний локус контроля. Люди этого типа в силу своего состояния не могут (или им будет очень трудно) изменить свой локус контроля. Психопаты, например, никогда не возьмут на себя ответственность, поскольку присущее этому состоянию отсутствие эмпатии лишает человека возможности обвинять или видеть причину во внешнем.
Виды локус контроля
Различают два вида локуса контроля: внутренний и внешний:
- Внутренний локус контроля — это интернальность, т.е. восприятие, при котором человек считает, что определенные события происходят в результате его собственных действий.
- Внешний локус контроля — это экстернальность, т.е. восприятие, при котором человек считает, что определенные события происходят в результате действий, отличных от него самого, либо в результате действий других людей, либо случайно.
Внешний экстернальный
Когда мы верим, что происходящее с нами — это «вина» или ответственность кого-то другого, например, удачи, кармы, Бога и т. д. Например, когда у нас есть неудача, и мы считаем, что это произошло из-за невезения, а не потому, что мы не старались так сильно, как должны.
Этот внешний локус контроля также называют «выученной беспомощностью» (подробнее об этом можно прочитать в нашей статье «Выученная беспомощность» ).
Выученная беспомощность — это когда животные и люди переживают неконтролируемые негативные события, они учатся чувствовать себя беспомощными и покорными. Например, люди с депрессией становятся пассивными, потому что считают, что их усилия не принесут результата, страдают параличом воли, пассивной покорностью и даже апатичной подвижностью.
По шкале, предложенной Роттером, люди с экстернальным локусом контроля заметно отличаются от испытуемых с внутренним локусом контроля. Некоторые из наиболее репрезентативных характеристик этой группы:
Внутренний интернальный
Если мы считаем, что контролируем то, что с нами происходит, веря в свою способность свободно решать и действовать, иметь достаточные способности, способность прилагать усилия и интеллект, чтобы преобразовывать нашу реальность, чувствовать, что мы доминируем над ситуацией, мы имеем внутренний локус контроля (или интернальность).
Внутренний локус – это то, что происходит, когда мы верим, что происходящее находится в наших руках. Когда человек способен идти вперед, даже несмотря на наличие внешних сил, которые его дестабилизируют. У этих людей также больше чувства самоэффективности, другими словами, эта самоэффективность может побуждать нас не смиряться с плохими ситуациями, упорствовать, несмотря на первоначальные неудачи, стараться изо всех сил в плохих ситуациях и т. д.
Шкала измерения, предложенная Роттером, устанавливает различия в личностных характеристиках индивидов с внутренним локусом контроля. Таким образом, люди с этим убеждением отличаются тем, что:
Типы людей
Хотя внутренний локус контроля обычно ассоциируется с чем-то хорошим и благоприятным, а внешний локус контроля — с чем-то плохим и негативным, это не всегда должно быть так.
Это правда, что наличие высокого уровня внутреннего локуса контроля часто является положительным моментом, поскольку вера в то, что мы несем ответственность за то, что мы делаем в своей жизни, поможет нам приложить усилия. Кроме того, принятие на себя ответственности за собственные ошибки позволяет нам учиться на них. Взятие на себя ответственности за достижения также повышает самооценку.
Интерналы и экстерналы отличаются друг от друга:
Однако высокая степень внешнего локуса контроля не всегда должна быть негативной.
Когда человек в чем-то не силен или у него мало качеств для выполнения или достижения какой-либо цели, наличие высокого уровня внешнего локуса контроля может помочь его самооценке не пострадать. Например, если есть человек, который ничего не смыслит в спорте, то лучше, если у него будет высокая степень внешнего локуса контроля, чем внутреннего. Таким образом, вы почувствуете себя более расслабленным и менее напряженным, что может помочь вам, когда вы прилагаете усилия в этой деятельности.
Зрелость личности
Много раз вы слышали такие комментарии, как: «Она очень зрелая» или «Он незрелый», но знаем ли мы, что такое зрелость личности? Гарантирует ли это взросление?
Зрелость – это способность человека сбалансировано сталкиваться с различными событиями нашей жизни. Точно так же у него есть необходимые инструменты для управления ситуациями, в которых ему приходится жить на протяжении всей жизни.
Взросление означает развитие и автономию на личном уровне, но не уход от мира. Напротив, зрелый человек обладает способностью к саморегуляции и здоровой адаптации к окружающей среде.
Все это указывает на внутренний локус контроля, не так ли?
Зрелость — это не процесс, который всегда один и тот же и без неудач.
Зрелый человек может снова стать «зеленым». Тот, кто стал более ответственным, кто усвоил свой локус контроля, может снова обвинить других и окружающую среду.
Если вы обнаружите в своей жизни избыток экстернализма, если вы считаете, что причина всего, любой «волны», хорошей или плохой, не зависит от того, что вы делаете, возможно, вы сможете способствовать большей ответственности перед собой, с радостью зная, кто ты.
Если вместо этого вы заметите избыток интернализма, вы можете поощрять смирение.
Методика изучения
Джулиан Роттер — американский психолог, родившийся в Нью-Йорке в 1916 году и умерший в 2014 году. Он известен своей теорией социального обучения и определением личности как характерного способа реагирования на конкретную ситуацию.
Для Роттера есть четыре элемента, которые позволяют нам объяснить и предсказать поведение в конкретных ситуациях:
- Поведенческий потенциал , то есть возможность развития определенного поведения в зависимости от подкрепления и ожиданий.
- Ожидаемое ожидание или вероятность того, что положительное подкрепление произойдет после определенного поведения или в определенной ситуации.
- Ценность подкрепления или предпочтение, которое проявляется для определенного вида подкрепления.
- Психологическая ситуация или способ восприятия и оценки обстоятельств.
Роттер разработал шкалу самооценки, позволяющую измерить важную характеристику личности: кому мы отводим решающую роль в наших действиях и вытекающих из них последствиях, себе, другим людям или внешним обстоятельствам. Впервые он опубликовал ее в 1966 году.
Расположение локуса контроля, уровень интернализма или экстернализма достаточно стабилен у каждого человека, но может меняться, в том числе и в конкретном поведенческом контексте: в одних обстоятельствах он будет внутренним, а в других – внешним.
Он составил анкету, валидность которой была научно доказана, получен численный результат, который помещает нас в нормальный диапазон, который больше соответствует интернализму или патологии в обеих крайностях.
Шкала локус контроля
Тест Джулиана Роттера позволяет нам узнать, находимся ли мы в одной из двух крайностей или в пределах психологической нормы. Тест личности Роттера классифицирует интерналистов и экстерналистов, в котором выявляется склонность считать себя автором своей судьбы или жертвой обстоятельств. Он состоит из 44 пунктов:
Алгоритм подсчета количества баллов, исходя из данных ответов, весьма прост:
- от 0 до 11 баллов – экстернальная личность;
- от 12 до 32 баллов – смешанный тип (в зависимости от обстоятельств, человек ведет себя как интернал или экстернал);
- от 33 до 44 баллов – интернальная личность.
Но важно понимать, что локус — это не диагноз, а относительно стабильная величина, способная меняться на протяжении жизни под воздействием экономических, правовых, социальных или иных факторов.
Когнитивная ориентация
Когнитивная ориентация представляет собой теоретико-практический научный подход, который преобладает в современной психологии благодаря множеству эмпирических данных, демонстрирующих его эффективность при работе с такими расстройствами, как тревога, депрессия, расстройства личности, отношения в паре и т. д.
Его наиболее выдающимися качествами являются: работа с непрерывной формулировкой случая в когнитивно-поведенческих терминах, то есть внимание к дисфункциональным способам мышления и возникающим из них эмоциям, к провоцирующим и предрасполагающим факторам, лежащим в основе когнитивных схем и дезадаптивным наличие моделей поведения.
Главный навык, на развитие или укрепление которого направлен когнитивный подход, заключается в том, что человек способен знать с необходимой степенью детализации и точности все, что происходит в его собственном сознании в определенные моменты времени, чтобы иметь возможность оценить и переформулировать это.
В этом смысле необходимо различать глубинные убеждения, сконфигурированные в схемах, отношения, предположения и правила, вытекающие из них, автоматические мысли, триггерные ситуации и эмоциональные и поведенческие реакции. Следует иметь в виду, что когнитивный подход исходит из того, что человек на протяжении всей жизни и особенно из переживаний детства-юношества выстраивает период, в течение которого развивается наш разум, смысл, который мы приписываем миру, себе и другим, то есть события и вещи имеют то значение и ценность, которые мы научились им придавать.
По всем этим причинам интересно узнать и понять, как каждый из нас стал думать так, как мы думаем в определенных обстоятельствах, поскольку это будет основано на таких знаниях, которые позволят нам перепрограммировать этот способ понимания и понимания самих себя.
Полезная информация. Оригинальная подача текста.