Лонгитюдный метод

Лонгитюдный метод прослеживает влияние разных происшествий и событий на человеческую жизнь в течение определенного временного промежутка. 

Исследование проводится по определенной программе. Благодаря этому можно предположить, как дальше будет развиваться личность испытуемого.

Лонгитюдный метод

Понятие

Лонгитюдные исследования изучают как отдельного человека, так и группу людей. Метод позволяет уточнить, как развивается не только конкретный испытуемый, но и группа в целом. Эффективность и содержательность результатов напрямую зависят от того, как долго проводится психологическое исследование. 

Главным признаком исследования является изучение характерных особенностей людей разных возрастных категорий. По этой причине оно используется в возрастной психологии.

Основоположники

Основоположником лонгитюдного метода исследования является Г. А.Луций. Именно он впервые ввел это понятие.

Лонгитюдный метод

Суть и особенности исследования

Лонгитюдные исследования в психологии предполагают сбор информации о конкретном индивиде и анализ данных, определенных за это время.

Лонгитюдные исследования применяются с целью изучения развития (социально-эмоционального, моторного и умственного). Также этот метод всегда применялся с целью изучения развития деятельности (в частности, наличия навыков самообслуживания). 

Оцениваются следующие параметры и субпараметры:

  • социально-адаптивные функции (эмоции, самосознание, самоконтроль);
  • общая моторика (координация общих движений, зрительно-моторная координация, тонкая моторная координация);
  • восприятие и познавательная активность.

Способы проведения лонгитюдного метода

Основные способы проведения лонгитюдного исследования: 

  • кратковременное;
  • ускоренное;
  • истинное;
  • псевдолонгитюдное.

Кратковременный метод используется с целью изучения стадий онтогенеза, характеризующихся скачками в развитии и различными изменениями. К примеру, младенчество, отрочество и юность. 

Ускоренное исследование в течение небольшого промежутка времени изучает длительные периоды развития. Основное применение — детская психология. Наблюдаются сразу несколько возрастных групп, возрастной диапазон которых зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь. Обычно наблюдение осуществляется за детьми, разница в возрасте которых составляет 3-4 года. 

Параллельный метод наблюдения за несколькими такими группами увязывает все собранные данные в один цикл. Этот цикл охватывается совокупностью всех групп, начиная от самых маленьких детей, и заканчивая старшими подростками. Исследование, которое проводилось, например, в течение 24-36 месяцев, дает продольный срез для 2 десятилетий онтогенеза.

Проспективное (перспективное) исследование предполагает наблюдение за тем, как человек развивается до определенного возраста.

При смешанном лонгитюдном исследовании на определенных стадиях истинное продольное наблюдение дополняется поперечными срезами: они позволяют сравнить данные, касающихся других людей, типаж которых схож с изучаемыми. Такое исследование проводится при наблюдениями за группами, численность которых уменьшается.

Ретроспективное наблюдение прослеживает развитие испытуемого в прошлом. Также исследуются черты его характера. Для получения данных исследователь изучает биографию испытуемого и анализирует продукты его деятельности. При изучении ребенка специалист интервьюирует испытуемого и просит его подробно рассказать о себе. Дополнительно он разговаривает с родителями, собирает анамнез.

При сочетанном методе в проспективное наблюдение включаются элементы ретроспективного.

Истинное лонгитюдное исследование предполагает продолжительное наблюдение за одним конкретным объектом. 

При проведении псевдолонгитюдного наблюдения специалист получает “нормы” для различных возрастных групп. При этом данные показатели упорядочиваются хронологически. Специалист получает нормы посредством анализа данных по каждой из возрастных групп (поперечных срезов группы).

Эффекты фиксируемые в методе

В ходе изучения выявляются линейные, нелинейные и прерывающиеся формы развития.

Лонгитюдный метод

Гипотезы

При помощи лонгитюдного исследования проверяются гипотезы построения моделей, которые предсказывают индивидуальные траектории развития.

Одной из целей лонгитюда является установление исторических трендов в развитии определенного свойства. Также этот метод исследования включается в схемы проверки (экспериментальной) любых каузальных гипотез.

Преимущества

Главным плюсом лонгитюдного метода является возможность долгого наблюдения за тем, как развивается человек, видеть изменения, которые происходят в его жизни. Изменения относятся не только к здоровью. В течение жизни человек может менять приоритеты и жизненные ценности. 

Лонгитюд позволяет уточнить,каким образом на человека может повлиять то или иное событие. Специалист собирает данные до события и после него.

Лонгитюдный метод

Недостатки

Лонгитюдное исследование предполагает затрачивание временных и трудовых ресурсов. Больше всего сложностей вызывает повторное исследование.

Возникают и технические трудности: в ходе исследования специалист собирает всю информацию, которая относится к испытуемому. Затем он обрабатывает, анализирует и систематизирует полученные данные.

Некоторые события из жизни человека могут быть не приняты во внимание, или упущены. Еще одним недостатком является то, что испытуемый в определенный период может стать недоступным — переехать, отказаться от дальнейшего участия в исследовании, или умереть.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ханна Белова
Ханна Белова
2 лет назад

интересно. Видео супер

РЕНКОВСКАЯ В.
РЕНКОВСКАЯ В.
2 лет назад

КАК ВСЕГДА ВАШИ СТАТЬИ НА ВЫСОТЕ!

Teddy bear 🧸
Teddy bear 🧸
2 лет назад

Не нравится мне этот метод. Требует много времени.

Слава
Слава
2 лет назад

Нужно читать

4
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x