Особенности культурно-исторической концепции Выготского

Концепция Выготского была разработана в 20-30 годах прошлого столетия. В разработке культурно- исторической концепции Л. С. Выготского также принимали участие его ученики  —  советские ученые А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев.

Выготский концепция развития

Выготский и соавторы концепции рассматривают в качестве основного источника развития личности социальную среду. По мнению Выготского, развитие ребенка происходит по двум связанным между собой направлениям  —  естественному созреванию и овладению культурой, поведенческими навыками и мышлением.

Согласно культурно-исторической концепции, мышление и другие психические функции развиваются путем применения ребенком системы знаков и символов  —  языка, письма, счета. 

Как среда влияет на развитие ребенка

Среда в культурно исторической концепции развития психики человека рассматривается как один из главных факторов (кроме наследственности) развития личности. Выготский разделял идеи К. Маркса о том, что присвоение личностью определенных орудий производства тождественно развитию нескольких способностей. В этом автор культурно-исторической концепции видел развитие, как приспособление к среде, в которой находится человек.

Точка зрения Выготского легла в основу современных концепций развития ребенка. Согласно культурно-исторической концепции, человек  —  существо социальное. Вне социума у него не могут развиться качества, которые развиваются во взаимодействии с другими людьми. По Выготскому, в сотрудничестве с другим человеком,  приспособлении к социуму у ребенка формируются высшие психические функции. 

культурно историческая концепция Выготского

Позже они приобретают характер индивидуальных функций личности. Например, речь сначала возникает как средство коммуникации, а потом переходит на внутренний уровень и активизирует интеллектуальные процессы. 

С возрастом отношение личности к среде меняется. Это значит, что роль среды тоже меняется. Выготский рассматривал среду через призму переживаний ребенка. Само понятие “переживание” Выготский назвал важнейшей психологической де ствительностью, с которой необходимо начинать изучать роль среды в развитии. Переживание  —  это комплекс многообразных влияний на личность со стороны внешних и внутренних обстоятельств. 

Детское развитие подчиняется не только биологическим законам. В первую очередь, оно происходит в ходе приспособления к условиям среды через наследование видовых характеристик, а также через приобретение собственного опыта. Человек не имеет врожденных шаблонов поведения во внешней среде, поэтому он развивается через овладение формами и способами деятельности, которые исторически выработались в социуме.

историческая концепция Выготского

Соотношение между обучением и развитием

Развитием Выготский называл процесс, в ходе которого тело, нервная система, психика и личность меняются на качественном и количественном уровне. Обучением автор культурно-исторической концепции называл целенаправленную передачу накопленного на протяжении многих лет опыта, знаний, навыков.

До появления работ Выготского существовали отличающиеся подходы к вопросам развития и обучения.

  • Обучение и развитие  —  независимые друг от друга процессы. Развитие протекает, как созревание. 
  • Обучение связано с внешним использованием потенциала развития.

Обучение  —  надстройка над развитием, которая не меняет его сущность. Если нужно проанализировать, насколько развита личность, то необходимо разделять то, что происходит в результате обучения и является следствием развития. 

  • Развитие и обучение  —  тождественные процессы. Параллельно с созреванием личность развивается, накапливает собственный опыт. Маленький ребенок полностью зависим от среды, в которой находится. Если рядом находятся взрослые или более опытные сверстники, то он может обучиться всему, что необходимо во взрослой жизни. Э. Торндайк и У. Джеймс рассматривали обучение, развитие, как параллельно протекающие процессы. Ребенок рассматривался ими, как объект, обучения. Ребенок выступал в роли пассивного существа, не включенного в процесс овладения новыми знаниями и навыками. 

В своих работах Выготский рассматривает развитие и обучение как взаимосвязанные, но не тождественные процессы. По мнению ученого, развитие происходит независимо от обучения, между двумя процессами имеются сложные отношения.

Обучение предшествует развитию, активизирует его. По времени эти процессы не совпадают, сложная взаимосвязь между ними на протяжении жизни меняется. Выготский причислял к обучению общение, сотрудничество между ребенком и взрослым, во время которого маленький человек открывает для себя предметы, учится использовать их. Обучение является движущей силой развития личности и фактором, который создает возможность управлять собственным поведением.

концепция Выготского

В своей концепции Выготский выделил 2 понятия, касающиеся соотношения когнитивного развития индивида и его соотношения с обучением. Этим понятиям он дал название зоны актуального и ближайшего развития. 

Работы Выготского показали, что фактическое соотношение интеллектуального развития и возможностей обучения определяются тем, на каком уровне находится актуальное развитие и зона ближайшего развития. Она формируется через обучение и стимулирует развитие. Обучение эффективно только в случае, если оно предшествует развитию.

Понятие зоны ближайшего развития (ЗБР)

В своих работах Выготский применял понятие об уровнях развития:

  • Зона актуального развития  —  имеющийся у ребенка уровень овладения навыками и знаниями. В зоне актуального развития он может без посторонней помощи решать интеллектуальные задачи. Зная зону актуального развития, можно определить, какие структуры в психике ребенка уже сформировались, какие циклы развития уже пройдены. 
  • Зона ближайшего (потенциального) развития  —  уровень, на котором ребенок способен справляться с заданиями только при поддержке взрослого или более опытного сверстника. Зона ближайшего развития считается более высоким уровнем, поскольку на нем ребенок (если ему помогает взрослый человек) справляется с более сложными заданиями, тем самым приобретает новый опыт. 

Разница между уровнем актуального и ближайшего развития заключается в том, что первый дает понимание, насколько трудные задачи может решить ребенок. Второй (уровень ближайшего развития) показывает, каких результатов ребенок может добиться при поддержке взрослого или более знающего сверстника. Ориентируясь на зону ближайшего развития, можно понять, какие функции психики находятся на стадии созревания. 

Зона ближайшего развития отражает психические функции, которые находятся на этапе становления. ЗБР формируется сначала при поддержке других людей, а затем переходит в форму внутренних психических процессов личности.

Основываясь на понятиях зоны актуального и ближайшего развития, Выготский пришел к выводам о том, что:

  • обучение является базой для формирования зоны ближайшего развития, которая затем переходит в область актуального развития;
  • обучение активизирует развитие, при этом включаются в работу не только созревшие функции, но и те, которые только созревают. 

Обучение должно опережать развитие, поэтому педагогика должна быть направлена на зону ближайшего развития ученика. Задачи, которые сегодня ребенок способен решать при поддержке взрослого, он сможет завтра делать сам. Это значит, что воспитание и обучение играют основную роль в развитии ребенка. 

Особенности культурно-исторической концепции Выготского

Теория развития Л. С. Выготского  —  концепция культурно исторического становления личности человека

В культурно-исторической теории Выготского главная закономерность развития психики ребенка заключается в интериоризации им структуры внешней деятельности, совершаемой вместе со взрослым. В результате совместной деятельности меняется прежняя структура психических функций. Это проявляется тем, что действия ребенка становятся осознанными и произвольными. 

Интериоризация выполняет роль социализации. В процессе интериоризации структура деятельности претерпевает трансформацию, сворачивается, а затем снова разворачивается, чтобы выстроить внешнюю социальную деятельность. 

Универсальным орудием, которое задействовано в процессе изменения психических функций, выступает слово. 

Л. С. Выготский выделил такие основные положения культурно-исторической теории:

  • качественные изменения социальной ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности становятся основой развития психики;
  • обучение, воспитание  —  основные компоненты развития психики каждого человека;
  • первичная активность проявляется проявляется посредством развернутого выполнения действий на социальном уровне;
  • психические новообразования возникают на базе первичной формы жизнедеятельности;
  • процесс интериоризации происходит с использованием разных знаковых систем;
  • эмоции и интеллект человека находятся в единстве, они отражаются на его жизнедеятельности и сознании.

Особенности культурно-исторической концепции Выготского

Суть концепции

Выготский рассматривал исторический подход как основной принцип формирования психики человека. Ученый противопоставил свое видение культурно-исторического развития натуралистической и биологической концепции личности.

Идеи об историческом развитии и трансформации психических механизмов в контексте онтогенеза и общественно-исторического развития Выготский сделал предметом психологических исследований. Трансформация понималась ученым как обязательный результат овладения предметами культуры при общении с другими людьми.

В процессе индивидуального развития переход от животной системы активности к человеческой, который совершает ребенок, заключается не просто в смене одной системы на другую, но в их одновременном и совместном развитии.

В основе исследований Выготского лежали 2 гипотезы:

  1. отражающая опосредованный характер психических функций;
  2. касающаяся происхождения когнитивных процессов на основе первоначальной внешней деятельности и интериоризированной.

 В гипотезе об интериоризации психическая активность исходит из внешней, сохраняет ее основные черты  —  социальность и орудийность. В ходе исследования этих черт психической активности личности Выготский сформулировал также закон о высших психических функциях.

Произвольный характер высших психических функций автор концепции рассматривал с точки зрения целенаправленности. В процессе индивидуального развития ребенок овладевает умение управлять собственной психической деятельностью, учится запоминать, обращает внимание на малоинтересное, чтобы добиться поставленной цели. 

Внутреннее орудие (знак, фиксированный в слове или другой системе) дает ребенку возможность овладеть деятельностью психической сферы. Речь Выготский трактовал как универсальную систему знаков, которая позволяет ребенку развить все остальные когнитивные функции.

В соответствии с первой гипотезой Выготского, специфические признаки психики человека возникают на фоне превращения непосредственных (“натуральных”) процессов в опосредованные. Происходит это за счет появления стимула.

Согласно второй гипотезы Выготского, схема психических процессов возникает в условиях, когда в качестве опосредующего звена выступает внешний стимул и соответствующий процесс принимает внешнюю форму. Этот постулат объясняет социальное происхождение нового психического образования, которое формируется в процессе общения. 

По словам Выготского, все внутреннее первоначально носило внешний характер. Каждая высшая форма психической активности обязательно проходит стадию внешнего развития. В данном контексте под словом “внешний” имеется в виду “социальный”.  Каждая высшая функция психики носила внешний характер потому, что была сначала социальной (в отношениях двух людей), а только потом перешла во внутренний план. 

Особенности культурно-исторической концепции Выготского

Идеи Выготского  —  за что их критикуют

Идеи Л. С. Выготского критиковали оппоненты и ученики. Большинство критических замечаний касались неоправданного противопоставления “биологических” и “культурных” функций психики. Также критиковались и другие идеи культурно-исторической теории Выготского:

  1. рассмотрение механизма социализации с точки зрения языковых (знаково-символических) форм;
  2. недооценка важности предметно-практической активности в развитии личности. 

Второй аргумент заложил фундамент, на котором последователи Выготского разработали концепцию деятельности в психологии. 

Культурно-историческая концепция Выготского рассматривает психику как свойство, присущее высокоорганизованной материи. Мозг в процессе эволюции развивался, его архитектура и функции усложнялись. Мозг современного человека —  результат развития в течение тысячелетий, а психика  — образование, формирующееся в процессе онтогенеза.  

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил
Михаил
2 лет назад

Крутая теория

Белка 🐿
Белка 🐿
2 лет назад

Понятно объяснили про збр. А то в инете столько инфы непонятной

Bernickaya
Bernickaya
2 лет назад
Ответить на  Белка 🐿

согласна! За это 10+ статье

Анисова Ирина Владимировна
Анисова Ирина Владимировна
2 лет назад

Обожаю выготского

Vera
Vera
2 лет назад

Не о чем.

Марачка Ира
Марачка Ира
2 лет назад

Те кто его критиковали сами ничего не добились в жизни.

Марина
Марина
2 лет назад
Марина
Марина
2 лет назад

👍👍👍

Хумова Ольга
Хумова Ольга
2 лет назад

Интересненько 🤨

9
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x