Отечественная психология

Традиционная отечественная психология оценивает психологические расстройства, патологические черты личности, конфликты или симптомы. Специалисты в области психического здоровья стараются облегчить или улучшить симптомы, прояснить конфликты.

отечественная психология

А что же изучает русская психология?

Процессы, включающие эмоции, восприятие, поведение и другие элементы, которые вместе формируют все, что связано с отношением, которое мы занимаем перед лицом некоторых ситуаций.

Для русской психологии характерна борьба двух крайних тенденций: идеализма и материализма. В российских научных исследованиях человека доминировали два взаимодополняющих направления: экспериментальная физиология, посвященная изучению нервной системы, и пропагандисты естественных наук. Русская психология имеет свои основы в русской философской и педагогической мысли и в русской физиологии, наиболее представительными авторами того времени в русской физиологии являются: Сеченов, основатель русской физиологической школы, его ученики и продолжатели: Владимир Бехтерев и Иван Павлов.

Русская психология изучает непосредственно наблюдаемое поведение и предсказывает, что можно объяснить рефлекторным обусловливанием.

Позже их назовут «рефлексы». Они вызывают естественную реакцию, но на стимул, который не должен ее вызывать. Например, свет и зрачок связаны естественным, префиксным образом. И так далее с остальными стимулами.

История отечественной психологии

В случае с Россией важно отметить, что царизм был главным препятствием для научного развития страны из-за ее монархического и религиозного режима. Однако тяжелые условия, в которых оказалась Россия после русско-японской войны и революции 1905 г., побудили царизм усилить политику развития под влиянием других стран «Запада», таких как Германия и Франция. Именно в пылу этих преобразований наука, и в данном случае психиатрия, в частности, подверглась влиянию новых теоретических течений, которые позволили взрастить сообщество.

В этом смысле участие Ивана Михайловича Сеченова было фундаментальным — за десятилетия до того. Он первым, кто разграничил психологию как самостоятельную дисциплину. И стал предшественником первых русских работ по рефлексологии, борющихся с преобладанием «духа», а не «тела».

Достижения Сеченова послужили основанием его главных учеников — Ивана Павлова, главы психологического движения начала века.

Несомненно, что Октябрьская революция в России 1917 года явилась беспрецедентной вехой в истории человечества. Было создано первое рабочее и социалистическое государство в классовом союзе под руководством пролетариата вместе с подавляющим большинством крестьянского населения.

Это означало разрушение абсолютистской системы царизма и победу над классом буржуазии, но не препятствовавшего окончательной конституции СССР, главенствующей революционного руководства большевиков, с лидерами масштаба Ленина или Троцкого.

Со своей стороны, психология как дисциплина, относящаяся к изучению — в общих чертах — разума, постепенно начинает осваиваться с новыми явлениями и проблемами, которые начинают развиваться в разгар важных трансформаций во всем мире.

Это, несомненно, приведет к тому, что психология как наука, только начавшая обосновываться в области «общественного», должна будет натолкнуться на теоретические постулаты марксизма, в которых ускользают законы научного социализма и коммунизма.

Так появятся важные референты психологии, такие как Лев Выготский и Александр Лурия, работы которых во многом будут посвящены изучению познавательного развития в детстве в соответствии с потребностями советского человека.

Или работы Вильгельма Райха, Отто Фенихеля или Веры Шмидт в Германии, в свете той силы, которую психоаналитическое течение начинает приобретать глобальные масштабы благодаря школе Фрейда.

Однако по мере того, как мы увидим такой проект между психологией и марксизмом, он увидит и свой упадок в результате бюрократического и контрреволюционного дрейфа, к которому ведет сталинизм, где совокупность общественных наук и научного знания понесет значительные издержки в своем дальнейшем развитии.

До марксистов психологии существовали марксисты революции.

Хотя самые глубокие попытки связать дисциплину и психологию с теориями марксизма имеют место в начале 20-х годов, это не означало, что ряд интеллигентов и революционных активистов не разработали ряд работ, касающихся вопроса о субъективности. На самом деле большая смелость многих из них заключалась прежде всего в том, чтобы суметь изучить и понять чувствительность и мышление важных слоев масс через глубокие экономические кризисы, вызванные эксплуатацией и войнами.

Стоит отметить молекулярные работы о бытии человека, прибавочной стоимости и понятии отчуждения у Маркса, или попытку применить материалистическую диалектику в работах Энгельса, к спорам с немецкими идеалистами и субъективистами в одном из ленинских произведений: «Материализм и эмпириокритицизм» и его теория отражения.

Такие интересные дискуссии будут позже подхвачены марксистскими психологами после Октябрьской революции, где в таких случаях, как «Капитал Маркса» Выготского, «Диалектика природы» Энгельса или дебаты Троцкого об искусстве, начнут формировать свой путь к огромной проблеме осмысления психологии как общей науки, актуальности языка, или «краеугольного камня», на который он однажды сослался.

С победой Октябрьской революции профессора больше не знали, как вести свои занятия, а авторитетные доклады сменились напряженными и хаотическими дебатами среди студентов.

Политические условия быстро ухудшались по мере развития Московского процесса, во время которого почти все советские государственные, армейские и партийные лидеры были обвинены во вредительстве, а затем казнены Хрущев и Седов. Террор пронизывал каждое рабочее место, каждую семью.

Отечественная психология — ее зарождение в XIX веке

Распространение психологии в России произошло в 1860-х годах одновременно с восстановлением преподавания философии в университетах. Это было также время пиковых идеологических и философских конфликтов, когда были заметны политические и социальные разногласия.

Отечественная психология смогла открыть новые области исследований, такие как язык, обучение, восприятие и так далее. В отличие от американских психологов, российские психологи придерживаются философии и работают в рамках установленных концептуализационных рамок, основанных Марксом и Павловым.

В этих рамках они получили значительные результаты в направлении интероцептивного обусловливания и обусловливания «более высокого порядка» к словам и символам.

Советская психология неуклонно пыталась продвинуться к решению дихотомии «сома-психика». Был достигнут прогресс с физиологической стороны; интероцептивное обусловливание открывает новые перспективы в изучении бессознательных процессов и проблемы удовольствия и боли.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) был фармакологом и физиологом. Он часто рекомендовал психологам относить свои концепции к физиологии, пока физиология строит «фундамент», а психология возводит «надстройку».

Отечественная психология

Большую часть жизни Павлов избегал мысленных терминов. Он исследовал эмпирически, индуктивно и экспериментально.

Павлов создал 4 принципа:

понятия отечественной психологии

Отечественная психология

развитие отечественной психологии

проблемы отечественной психологии

Владимир Михайлович Бехтерев был современником Павлова. Независимо от этого он разработал теорию обусловливания и психологическую систему, основанную на физиологии. Он опубликовал брошюру и книгу под названием «Объективная психология». Бехтерев считал, что будущее психологии зависит от объективного наблюдения со стороны. Его идея состояла в том, чтобы создать новую и полностью научную психологическую систему, которая использовала бы физические и физиологические данные, исключая менталистические, субъективные и интроспективные элементы.

Бехтерев принял принцип материалистического и механистического монизма, более того, дал самое радикальное решение проблемы души и тела. Физическая энергия, это был его ответ на проблему, которая ставила в тупик главные умы человечества. Материалистическое решение Бехтерева охватывало органическую и неорганическую природу и представляло материю и психику как явления одной и той же механической энергии. Причинность и мотивация, обучение и мышление были сведены к механистической модели человеческого организма.

Отечественная психология в России в XX веке — ее развитие

После смерти Сталина ситуация несколько улучшилась. После 20-летнего перерыва в небытии у психологии появился собственный научный журнал. В 1957 году Лурия получил разрешение на поездку, и творчество Леонтьева стало цениться. И Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), и Александр Романович Лурия (1902-1977) считают Выготского своим учителем. Но имя Выготского осталось за пределами узкого круга забытым, а культурная психология существовала лишь в памяти немногих.

С приходом коммунизма русская психология перестала быть тем, чем она была, она потеряла все идеалистические, философские или духовные взгляды, которые были в ее истоках, и была подавлена, пока не стала советской психологией историко-диалектического материалистического толка.

Идеализм Г. И. Челпанова (1862-1936) был покорен (Челпанов был сослан в Сибирь), и восторжествовал материализм Бехтерева, который верил в материалистические подходы, объясняющие поведение причинно-следственно через теорию рефлексов.

Идеалистический спиритуализм исчез и уступил место новой советской психологии, которая просуществовала с 1922 по 1991 год, с падением режима социалистических и советских республик.

принципы отечественной психологии

Это время Выготского и Лурия!

Лев Семенович Выготский (1896-1934) считается психологом развития, а также языковым психологом. Однако в нескольких случаях признавалась антропологическая и социально-историческая проекция его теории. Как психолог развития, Выготский, как и Валлон, рассматривал онтогенез человека как отмеченный изменениями, а не непрерывностью.

 

Выготский был марксистом и считал, что эта сумма мелких событий неумолимо приводит к качественному скачку, так что каждая стадия развития представляет собой диалектическое отрицание предыдущей стадии.

Теория Выготского в целом представляет собой новизну по сравнению с другими теориями развития. Он порывает с идеей преемственности, чтобы обострить измерение разрыва и революции, которое дается интериоризацией культуры в развивающемся субъекте.

Для Выготского высшие психические функции являются результатом преобразования более базовых психобиологических функций. Эти функции посредством интериоризации становятся различными формами опосредования (смысла и значения), которые, действуя, то изолированно, то в узкой диалектической игре, определяют разные типы познавательной деятельности и языковые реализации. Короче говоря, мы можем сказать, что Выготский привносит в психологию теорию и метод, способные представить психологическое развитие вне солипсических подходов, известных нам в последние десятилетия.

Александр Романович Лурия поддерживает унитарную функцию мозга, но структурированную не по полушариям, а по блокам. В частности, для Лурии, если мозг и есть что-то, то это принципиально единое целое, но он работает в специализированных областях: принципиально «последовательные» процессы, которые происходили бы в височных областях; «одновременные» процессы, преимущественно в затылочной и теменной областях; и, наконец, лобные области, поскольку они будут разрабатываться с планами и принятием решений.

 

Основываясь на этой структуре мозга, DAS, KIRBY и JARMAN разработали модель психического функционирования, названную последовательным «процессом-одновременным» и «процессом-сложным», что позволило создать одну из новейших систем оценки интеллекта, тесты K-ABC и KAIT.

Психология в современной России

1960-е годы ознаменовали собой новый этап в развитии советской психологической науки – современный. Поскольку психология все более активно ориентировалась на проблемы, относящиеся к различным сферам общественной практики; развивалась не только педагогическая область, но и многие другие области прикладной психологии.

Текущие влияния русской психологии в современной психологической панораме — это влияния в основном Сеченова и Бехтерева.

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) был основоположником современной российской психологии. Известный естествоиспытатель, основоположник материалистической психологии в России. Профессор Академии хирургии (1860-70) и Московского университета (1891-1901), почетный академик с 1904.

Отечественная психология

Сеченов начал заниматься рефлексологией, пытаясь сделать психологию философией мозговых рефлексов. 1863 г. открываются церебральные рефлексы.

Политические силы сделали необходимым выдвижение и защиту материалистической психологии в противовес идеалистической.

Сеченов предложил психологию, основанную на физиологическом понятии рефлекса, материалистическую рефлексологию . Интеллект зависит от стимуляции.

Сеченов стал подлинным центром всех психологических, физиологических и идеологических споров и диспутов, происходивших в те годы в России резкой критике за свой материализм.

Бехтерев (1857-1927) последователь Сеченова, пропагандирует психорефлексологию > рефлексологию, исключая самоанализ. О чем пишет  работу по институционализации психологии в журналах:

  • 1886г. и 1895г. — Казанская экспериментальная лаборатория, СПб.;
  • 1896г. — Журнал психиатрии, невропатологии и экспериментальной психологии;
  • 1896г. — Российское общество нормальной и патологической психологии.

Отечественная психология

Кстати, наши соотечественники придумали рефлексотерапию еще в 70-х годах прошлого столетия, так популярную последние годы. Рефлексологией называется родившаяся в России психологическая школа, имеющая тесную связь с физиологией. В сущности, рефлексология утверждает, что психические процессы сводятся к рефлексам, т. е. к чисто физиологическим и стихийным процессам.

В те же годы был изобретен и аппликатор Кузнецова, который последние годы вновь набирает популярность.

Нельзя не упомянуть и женщин в русской психологии.

Две русские женщины, Сабина Шпильрейн (1885–1941) и Татьяна Розенталь (1885–1921), сделали себе имя в раннем психоаналитическом кружке, первая написала прекрасную работу под названием «Разрушение как причина рождения», где она изложила элегантную теорию вытеснения, а не, как это традиционно считалось, первые идеи, связанные с влечением к смерти.

Отечественная психология

Что касается Татьяны Розенталь, под влиянием женской эмансипации, фрейдизма и марксизма она присоединилась к борьбе в пользу рабочего движения в 1905 году, отправившись в Цюрих в 1906 году, где выучилась на психиатра.

становление отечественной психологии

Вернувшись в Россию, она посвятила себя психоанализу, став в 1911 году членом Венской ассоциации.

В своем родном городе, Санкт-Петербурге, она работал с 1919 года под руководством Бехтерева в Институте исследований церебральной патологии, руководя кафедрой по детским неврозам и психозам, а позднее поступила в клинику для детей-инвалидов.

Русская психология внесла фундаментальный вклад, который позволил изменить весь понятийный аппарат психологии, впервые разграничив объект исследования и продвинувшись в научном понимании происхождения и развития психики человека, разработав категории деятельности, сознания и личности, составляющие треножник, на котором держится психологическая наука.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x