Возрастная психология — наука о развитии

Что же такое возрастная психология?

Психология развития — направление психологии, в котором уделяется внимание формированию психики, личности на разных этапах развития человека. В рамках психологии развития изучаются психические патологии детского возраста, когнитивные процессы, возможности педагогического влияния, психология развития детей, а также культурная и экологическая психология.

Возрастная психология

Одна из мощных ветвей психологии развития — возрастная психология. Эта наука изучает изменения, происходящие в психике и организме человека по мере его взросления, а также рассматривает эти изменения в связи с биологическими, социальными и антропологическими факторами, способными влиять на развитие. Возрастная психология включает пре- и перинатальную психологию, детскую и психологию пожилого возраста (геронтопсихологию).

Что такое психология развития

Изменения, происходящие в психике человека по мере его развития, ученые рассматривают, как широкую базу для формирования прикладных методов возрастной психологии. Название этой отрасли науки и психологии синонимичны. В рамках этих направлений выделяют несколько разделов психологии:

  • пре- и перинатальную, объектом изучения которой является психологические феномены, возникающие еще в период внутриутробного развития и сразу после появления ребенка на свет;
  • детскую, изучающую особенности развития психики ребенка;
  • юности и зрелости, объектом внимания которых становится психика людей молодого и зрелого возраста;
  • геронтопсихологии, в которой уделяется внимание особенностям функционирования психики в пожилом возрасте.

Считается, что становление психологии развития совпало со временем публикации книги Вильгельма Прейера “Душа ребенка”. Работа немецкого психолога впервые увидела свет в 1882 году.

Начало 20 столетия стало временем активного развития возрастной и психологии развития. В ней рассматривались, преимущественно, особенности психического развития детей, но запросы общества способствовали расширению круга интересов ученых.

Они стали уделять внимание другим возрастным периодам, анализировать взаимосвязь между ними, изучать особенности эмоциональной и когнитивной сферы на разных этапах жизни.

Возрастная психология — наука о развитии

Предмет, объект и задачи психологии развития. Возрастная психология

Объектом психологии развития является человек и все те процессы, которые происходят на разных этапах его жизни. Наука изучает изменения психики, связанные с возрастным фактором, объясняет их, выводит закономерности приобретения знаний и опыта.

Возрастная психология изучает возрастные периоды, причины, способствующие переходу от одного периода к другому. Рассматриваются механизмы, стимулирующие переход на разные периоды, закономерности, направленность и темп развития. Большое внимание уделяется развитию психических процессов, индивидуальным и возрастным особенностям, формированию личностных характеристик.

Возрастная психология — наука о развитии

Психология развития ставит перед собой несколько задач:

  • выявление и объяснение общих закономерностей развития человека;
  • выявление причин перехода одной стадии развития в другую;
  • классификация возрастных периодов;
  • создание максимально полной психологической картины всех возрастных периодов;
  • изучение ведущих факторов развития личности.

Возрастная психология имеет следующие функции, напрямую связанные с задачами науки:

  • описательная — дать описание особенностей развития индивида в разные возрастные периоды, опираясь на внешние проявления и переживания внутреннего характера;
  • объяснительная — объяснение и понимание причин и условий, при которых меняется поведение человека, его переживания в зависимости от возраста;
  • прогнозирующая — предвидеть наступление изменений в поведении и переживаниях человека при переходе на каждый из этапов индивидуального развития;
  • корректирующая — создание благоприятных условий для управления развитием человека.

Возрастная психология — наука о развитии

Возрастная психология — ответы на вопросы о причинах развития человека.

Возрастная психология дает ответ на вопрос о том, какие причины способствуют переходу на следующие этапы развития. Она раскрывает содержание каждого из этапов, рассматривает происходящие на них изменения сквозь призму факторов, которые оказывают влияние на развитие психики человека.

Исследования, которые проводятся в рамках психологии развития, направлены на:

  • изучение механизмов, способствующих приобретению и закреплению навыков, знаний;
  • выявление и анализ факторов, влияющих на формирование личности;
  • изучение механизмов развития интеллекта.

Знания о них дают возможность полно и достоверно описать процессы, происходящие в психике человека в разные периоды, а также прогнозировать наступление изменений и вовремя корректировать их (при необходимости).

Что влияет на развитие — основные факторы

Развитие человека, формирование его мировоззрения и круга интересов, потребностей и других граней личности тесно связано со средой. То, в каких условиях развивался человек в детские и юношеские годы, играет важнейшую роль в становления личности.

Она формируется под влиянием множества факторов. Наиболее важные из них биологические (наследственность) и социальные (среда и воспитание).

Фактор наследственности

Под термином “наследственность” подразумевается генетическая информация, которую передают родители своим детям. Она включает:

  • постоянную компоненту (обеспечивается посредством воспроизведения потомства);
  • переменную компоненту (общий набор генетического материала для родителей и детей).

При появлении на свет человек не является личностью. Его психологическое ядро еще не сформировано, он даже не имеет имени. У новорожденного нет своих вкусов, взглядов, каких-либо знаний о мире и о себе, убеждений, статуса. Ни предстоящий жизненный путь, ни то, что ждет человека на этом пути, неизвестно.

Зато у только что родившегося есть наследственность, которая играет важную роль во все периоды жизни. Тот, кому родители передали благоприятный набор генов, сможет успешно развиваться и контактировать с миром. При этом определенные генетические характеристики будут накладывать некоторые ограничения, в рамках которых будет происходить развитие. Так, человек, получивший в наследство от родителей слабое здоровье, не сможет достигнуть выдающихся результатов в профессиональном спорте или для этого ему придется приложить намного больше усилий, чем другим, более здоровым людям.

Возрастная психология — наука о развитии

Фактор среды

Понятие “среда” широкое, оно подразумевает условия внешней среды (климатические и природные), государственный строй, культурные особенности. Но, когда речь идет о развитии человека, то в понятии “среда” особое значение приобретает то общество, в котором он находится. Семья и взаимоотношения с самыми близкими людьми, особенности родительского воспитания, стиль общения с одноклассниками и друзьями — все это оказывает огромное влияние на формирование личности.

От среды, в которой развивается человек, зависят его знания, навыки, умение социализироваться в обществе. Среда влияет на направленность интересов, на формирование привычных моделей поведения.

Если ребенок растет в семье любящих родителей, которые внимательны к нему и себе, то с возрастом он становится все более уверенным, приобретает умение видеть реальность и использовать ее во благо. Если родители не уделяют внимания физическим и эмоциональным потребностям ребенка, то он вырастает с ощущением, что не достоин внимания либо пытается добиться его любыми способами. Это ведет к проблемам во взаимоотношениях с окружающими и близкими.

Понятие развития человека в психологии очень точно отражает философский постулат “среда определяет сознание”. Если индивидуум развивается в среде, которая способствует раскрытию его талантов, приобретению ценных навыков и знаний, то он получает возможность сформироваться, как целостная, самодостаточная личность. В том случае, когда среда такова, что возможность развития отсутствует или оно происходит в деструктивном направлении, то даже генетически обусловленные данные не разовьются в полной мере.

Фактор воспитания

Воспитание — это целенаправленные действия с целью подготовки индивида к жизни в социуме и формирования его личности. Этот фактор развития личности носит осознанный и целенаправленный характер. Воспитание всегда соответствует тем культурным и социальным ценностям, которые доминируют в обществе, где осуществляется воспитательный процесс. Практически всегда под термином “воспитание” имеются в виду систематические положительные методы воздействия на индивида. Без систематического влияния все приемы воспитания не дают необходимого эффекта.

Воспитать ребенка — приоритетная задача родителей, именно они несут ответственность за результат. Педагоги в детском саду и школе — второстепенные лица в процессе воспитания. Родители передают детям свой опыт, знания, учат, как действовать в бытовых ситуациях и коммуникации с окружающими.

Задача родителей — не только обучать ребенка, но и контролировать, насколько он усвоил знания. При этом родительское воспитание не выглядит, как традиционный школьный урок. Это ежедневный и ежеминутный процесс, во время которого родители своим поведением демонстрируют ребенку “как надо”. Каждое действие родителей носит воспитательный характер — будь то привычка мыть руки по приходу с улицы и перед едой, стремление знать больше и добиваться поставленных целей.

Формирование личности происходит при взаимодействии всех трех факторов. Именно поэтому в психологии развития принимаются во внимание все аспекты, учитываются даже самые незначительные детали, события, которые могут наложить отпечаток на формирование личности.

Комплексный подход позволяет выявить причины формирования конкретных моделей поведения человека, его реакций на определенные события.

Возрастная психология — наука о развитии

Методы психологии развития

Возрастная психология применяет методы, заимствованные из разных отраслей науки — общей, социальной, дифференциальной психологии.

Методики, направленные на изучение познавательной сферы, личности исследуемого адаптированы под его возрастную группу. Исследования касаются основных когнитивных процессов:

  • внимания;
  • мышления;
  • восприятия;
  • воображения;
  • речи.

Использование адаптированных методик позволяет получить информацию о возрастных особенностях, преобразованиях познавательных процессов в разные возрастные периоды и при переходе на новую стадию развития.

Из дифференциальной психологии были заимствованы методы изучения индивидуальных особенностей представителей одной семьи (сиблингов, близнецов), одной социальной или возрастной группы. Полученные при исследовании данные ученые используют для формирования представлений о влиянии генетических факторов, среды на развитие личности, формирование определенных поведенческих схем, психических особенностей.

Опираясь на методики, почерпнутые из социальной психологии, ученые получают возможность исследовать межличностные взаимоотношения в отдельных возрастных группах, между представителями разных групп.

Наблюдение

Основной метод, применяемый при работе с детьми. Используется он для определения конкретного параметра, который изучается.

Чтобы получить достоверные результаты, наблюдение должно проводиться регулярно. Это обусловлено тем, что ребенок быстро растет, у него появляются новые психические формирования, меняется поведение. Младенцы меняют свое поведение очень быстро, если исследователь отказывается от наблюдения хотя бы на 1 неделю, то он упускает ценную информацию, теряет возможность сделать достоверный вывод о развитии ребенка в пропущенный период.

психология развития и возрастная психология

Интервал между сеансами наблюдения должен варьировать в зависимости от возраста. Чем младше ребенок, тем чаще должно проводиться наблюдение. При исследовании детей младшего возраста наблюдения проводятся:

  • с момента рождения до 3 месяцев — ежедневно;
  • с 3 месяцев до года — еженедельно;
  • с года до 3 лет — каждый месяц;
  • с 3 до 6 (7) лет — 1 раз в 6 месяцев;
  • с 6 (7) до 10 лет и далее — каждый год.

При изучении особенностей развития детей наблюдение очень эффективно. Во время исследования ребенок ведет себя естественно, не старается соответствовать ожиданиям взрослых. Дошкольникам сложно долго удерживать внимание, поэтому они часто отвлекаются от привычных дел. Это причина, почему наблюдение часто проводится скрыто.

Существует множество видов наблюдения, которые применяются при работе с детьми и взрослыми:

  • опосредованное — регистрируется не процесс, а только его результат. В таком наблюдении часто задействованы уполномоченные лица;
  • непосредственное — исследователь регистрирует полученные в ходе наблюдения за определенным процессом данные;
  • полевое — фиксируются данные, полученные в естественной для исследуемого среде;
  • лабораторное — осуществляется в искусственно созданных условиях;
  • открытое — все участники информированы об эксперименте;
  • скрытое — исследуемый не знает о своем участии или ему известна только часть информации;
  • включенное — исследователь становится участником процесса, взаимодействует с исследуемым;
  • невключенное — исследователь только наблюдает, не включается в процесс;
  • случайное — заранее не готовится, проводится из-за сложившихся обстоятельств спонтанно;
  • целенаправленное — заранее планируется, проводится с конкретной целью;
  • сплошное — исследователь проводит наблюдение за всеми участниками процесса никого не выделяет;
  • выборочное — наблюдение ведется за определенным объектом;
  • непроизвольное — неконтролируемое, без конкретного плана;
  • структурированное — имеется четкий план, во время наблюдения используются документы для фиксации результатов, специальное оборудование;
  • констатирующее — проводится только для получения и фиксации данных, их оценка не проводится;
  • оценивающее — осуществляется для фиксации и оценки полученных результатов.

Наблюдение носит научный характер, если оно проводится с конкретной целью, имеет хорошо структурированный и продуманный план. Достоверность наблюдения повышается, если удается создать нужные условия, а также используется документация для регистрации данных.

Опрос

Он проводится устно или в письменном виде. Для исследователей этот метод не всегда удобен, поскольку ребенок может неправильно интерпретировать вопрос, придав ему не тот смысл, который имел в виду исследователь.

Причина этого — система понятий, которую использует ребенок. Она отличается от той, которой оперируют взрослые люди. Искажение смысла может возникать и у подростков. Именно поэтому исследователь перед тем, как получит ответ, должен убедиться, что опрашиваемый правильно понял вопрос. Важно объяснить ребенку все неточности и только потом вносить в протокол, интерпретировать ответ.

Эксперимент

Один из самых надежных методов получения информации. Суть эксперимента заключается в том, что во время эксперимента у исследуемого возникают психические процессы, которые интересуют исследователя.

Эксперимент подразумевает осознанное изменение одной или сразу нескольких переменных, наблюдения за тем, какие результаты даст это изменение. Отличие эксперимента от наблюдения в том, что исследование направлено на изучение реакций, не спонтанных психических проявлений.

В возрастной психологии применяются эксперименты нескольких типов:

  • лабораторный — в специально смоделированных условиях, исследуемый осведомлен об участии;
  • естественный — проводится в максимально приближенных к естественным условиях, испытуемый не всегда знает о своем участии в эксперименте;
  • камерный — проводится в специальном помещении, но не в лаборатории и не в естественных условиях;
  • формирующий — во время эксперимента исследователь имеет возможность воздействовать на испытуемого;
  • индивидуальный — участвует один исследуемый;
  • групповой — участвует несколько или большая группа людей.

Возрастная психология подтверждает, что преимущество эксперимента в многократной его повторяемости, в создании нужных условий, при которых удается подробно изучить интересующий процесс.

Особенно эффективен эксперимент, если нужно изучить поведение и психологические процессы у ребенка. Находясь в экспериментальной игровой ситуации, ребенок естественен и дает эмоциональный отклик на предложенные ситуации. Не пытаясь играть никакую социальную роль, ребенок во время эксперимента показывает свои естественные эмоциональные реакции на ситуации, предлагаемые исследователем.

Наиболее достоверные результаты эксперимента удается получить, если он организован в игровой форме. Игра должна отражать потребности ребенка и соответствовать его интересам. Если это условие не выполняется, то он не может в полной мере продемонстрировать интеллектуальные способности, психологические особенности.

Ребенок во время игры-эксперимента нередко проявляет спонтанность и импульсивность. Из-за этого важно на протяжении всей игры поддерживать у него высокий уровень интереса.

Моделирование

Моделирование направлено на воссоздание психической реальности определенного характера — конкретной ситуации, настроения или состояния. Метод применяется для получения максимально точных данных о психике человека, его способах реагирования, моделях поведения.

В процессе моделирования задействованы 3 компонента:

  • объект (исследуемый);
  • субъект (исследователь);
  • модель (наиболее соответствующая ситуации, во время которой возникают интересующие реакции или процессы).

До начала моделирования исследователь должен ознакомиться с информацией об объекте-оригинале. Модель должна отображать его существенные характеристики, но не должна быть совершенно идентичной оригиналу. При необходимости исследовать не один, а несколько аспектов. Для одного исследуемого создается несколько моделей, которые демонстрируют разные существенные особенности объекта-оригинала. (Например, при изучении поведения ребенка или взрослого с людьми разного возраста, социального статуса).

Модель становится самостоятельным объектом научного исследования на втором этапе. Например, во время “модельного эксперимента”. Он подразумевает намеренное изменение поведения модели, фиксацию и систематизацию полученных данных. В результате исследователь получает более полное представление о модели.

На третьем этапе происходит перенос полученных знаний с модели на объект-оригинал. При этом знания необходимо откорректировать в соответствии со свойствами оригинального объекта, которые в ходе моделирования не были учтены.

На завершающем этапе моделирования происходит проверка знаний, полученных при помощи этого психологического метода. Знания используются для создания теории объекта, которая обобщает все знания о нем, дает представление о том, как его преобразовывать.

Психологическое моделирование происходит циклично. Знания об исследуемом дополняются, расширяются постоянно. Исходная модель тоже претерпевает изменения.

Метод срезов

Метод поперечных и продольных срезов часто применяется в возрастной психологии.  Его суть состоит в том, чтобы исследовать конкретный параметр в однородной по определенному параметру (возрасту, полу, социальному статусу и т. д.) группе людей.

Метод продольных срезов дает возможность за короткий отрезок времени получить данные о различиях психических процессов в разные возрастные периоды, а также в зависимости от пола и других факторов. Недостаток этого способа изучения — невозможность получить полные сведения о том, как протекает процесс развития, какова его природа, движущие силы.

Посредством лонгитюдных (продольных) срезов удается проследить развитие (чаще всего детей) на протяжении долгого времени. При помощи срезов удается выявить качественные изменения в психических процессах, в личности, понять их причины и тенденции развития. Также продольные срезы делают явными те незначительные изменения, которые не удалось выявить методом поперечного среза. Проблемой при использовании лонгитюдных срезов является то, что обычно в них принимает участие небольшое количество исследуемых, а полученные результаты невозможно проверить на большой группе.

Тестирование

Применяется для выявления уровня интеллектуального развития и личностных качеств. Если тестирование используется при обследовании ребенка, то важно, чтобы оно вызывало у него интерес. Для этого применяется поощрение, награда. При тестировании взрослых вопросы должны соответствовать предполагаемому уровню интеллектуальных способностей для людей конкретной возрастной группы, а также изложены так, чтобы не возникало двойных трактований.

Для тестирования детей нередко применяются адаптированные методики, первоначально разработанные для диагностики взрослых (тест Кеттела, Векслера, другие).

Беседа

Посредством беседы в возрастной психологии удается получить информацию об испытуемом. Для этого психолог задает определенные вопросы и ожидает ответов на них.

Беседа — эмпирический метод. Он эффективен при условии, что общение специалиста и исследуемого происходит в спокойной, доброжелательной обстановке, психолог соблюдает нейтральность и тактичность. Все вопросы должны быть заготовлены заранее, а ответы — зафиксированы так, чтобы не привлекать внимания опрашиваемого.

Анкетирование

Анкетирование — получение ответов на подготовленные вопросы (в устной, письменной форме). Анкетирование может проводиться индивидуально и в группе. Анкета содержит закрытые вопросы (с несколькими вариантами ответов — да, нет, не знаю, другими) или открытые, на которые опрашиваемый должен дать развернутый ответ.

Анализ продуктов деятельности

Один из самых эффективных методов для изучения психических процессов, бессознательной сферы детей и взрослых. Источником информации для психолога являются продукты деятельности объекта изучения — рисунки, поделки, литературные и музыкальные произведения, фотографии, записи в дневниках, другие способы проявления творчества.

Метод анализа продуктов деятельности базируется на принципе единства деятельности и сознания. Он помогает исследовать основные психические процессы — мышление, восприятие, ощущение, воображение, а также видение себя, отношение к другим людям.

Методы психогенетики

Психогенетические методы используют для определения влияния факторов внешней среды и наследственности на развитие личности. Для исследований применяются методы:

  • близнецовый — происходит сопоставление моно-, дизиготных и мультизиготных типов близнецов разными методами (классическим, контрольного близнеца, разлученных близнецов, семейным и другими);
  • приемных детей;
  • генеалогический (анализируется родословная).

Психогенетические методы достаточно сложны и применяются психологами, работающими в специализированных учреждениях.

Психофизиологические методы

Они применяются для изучения процессов, касающихся высшей нервной деятельности. Зачастую психофизиологические методы используют для обследования детей первых лет жизни, людей, перенесших травмы головы, тяжелые неврологические заболевания.

Чаще всего специалисты используют методики изучения условных рефлексов при выполнении:

  • глотательного движения;
  • хватательного движения;
  • защитных движений глаз;
  • ориентировочного подкрепления (при демонстрации картинок);
  • словесного подкрепления;
  • сосательных движениях.

Для диагностики также может применяться методика изучения условного рефлекса при замене конкретного раздражителя на его вербальное обозначение.

Используют психофизиологические методы узкие специалисты — психофизиологи, нейропсихологи.

Современная возрастная психология опирается на теории развития личности, сформулированные классиками — Фрейдом, Юнгом, Пиаже, Локком, Боулби, Выготским и Лурией, другими авторами. Они уделяли много внимания начальному этапу жизни человека. Сегодня фокус ученых, занимающихся возрастной психологией, направлен не только на детей, но и на людей среднего и пожилого возраста.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ольга
Ольга
3 лет назад

Рекомендую всем прочесть.

Юркевич Кристина
Юркевич Кристина
2 лет назад

Видео 🔥🔥🔥

2
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x